АКАР: в третьем квартале российский рынок рекламы сократился на 6%

 

В третьем квартале 2020 года расходы на рекламу в России оставили 110 миллиардов рублей без учета НДС, что на 6% ниже аналогичного показателя за июль-сентябрь 2019 года. Такие сведения содержатся в отчете Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР).  

Суммарно с января по сентябрь российские рекламодатели потратили 315 миллиардов рублей – на 8% меньше, чем за год до этого. По итогам девяти месяцев отрицательную динамику продемонстрировали все сегменты рынка, за исключением интернета, объем рекламы в котором остался на уровне января-сентября 2019 года. Согласно данным АКАР, вложения рекламодателей в онлайн за три квартала 2020 года составили 169-171 миллиард рублей.

Наиболее негативно продолжающийся кризис сказался на рекламных доходах прессы и радио. За три квартала печатные СМИ заработали на рекламе 5,6-5,8 миллиарда рублей – на 47% меньше, чем годом ранее.

Выручка радио снизилась на 33% – до 7,3-7,5 миллиарда рублей. Сегмент out of home, включающий в себя indoor- и наружную рекламу, за тот же период сократился на 29% (до 21,9-22,1 миллиарда рублей), тогда как телевидение просело всего на 7% (до 110-112 миллиардов рублей).  

Отдельно в АКАР подсчитали объем региональной рекламы. В четырех медиасегментах – телевидении, «наружке», радио и прессе – он составил 25,5 миллиарда рублей. За год данный показатель снизился на 21%, при этом отрицательную динамику показали все учтенные сегменты рынка. 

«В период кризиса, как правило, наибольшие потери несет мелкий бизнес, зачастую просто не имеющий никаких финансовых резервов. Поскольку локальные рекламодатели в подавляющем своем большинстве могут быть отнесены к среднему и мелкому бизнесу, то и потери региональной рекламы в период кризиса будут больше. Это характерно не только для нынешнего «ковидного» кризиса, но и для всех предыдущих», – прокомментировал сопредседатель комитета исследований, аудита и рекламных технологий АКАР Сергей Веселов.

Делать однозначные прогнозы на остаток года в АКАР не берутся. По словам Веселова, рекламодатели пока не рискуют наращивать активность, опасаясь введения нового локдауна. Тем не менее, динамика рынка по итогам всего 2020 года, скорее всего, окажется не хуже показателя за первые девять месяцев.

 

Mediascope предложила измерить аудиторию прессы в малых населенных пунктах

 

Исследовательская компания Mediascope может включить в панель измерений аудитории печатных СМИ малые города и села. С соответствующим предложением руководитель сектора клиентской поддержки Mediascope Михаил Попонов обратился к издателям, пишет «Коммерсантъ».

По словам Попонова, расширить панель, в которую сейчас включены только города с населением свыше 100 тысяч человек, компания могла бы в следующем году. Благодаря этому увеличатся аудиторные показатели и замедлится падение рекламных бюджетов изданий, имеющих дистрибуцию в малых городах. Весь рынок при этом получит дополнительную верификацию тиражей. 

 

Медиареклама

 

Инициативу Mediascope положительно оценил руководитель «Бюро тиражного аудита – АВС» Павел Мирошников. По его мнению, от включения в измерительный процесс малых населенных пунктов выиграют в первую очередь крупные федеральные издания, массовые газеты, телегиды и нишевые СМИ. Аналогичной точки зрения придерживается и замдиректора ИД «Аргументы и факты» Марина Мишункина, оценившая возможный рост аудитории в случае расширения панели в 20-35%.

Ранее, напомним, Mediascope аналогичным образом изменила подход к измерениям аудитории телевизионных каналов. С 2020 года компания начала учитывать зрителей в населенных пунктах, где проживают меньше 100 тысяч человек. При этом участникам рынка телерекламы по-прежнему доступны данные в старом формате, собранные только в крупных городах. 

 

В онлайн-кинотеатрах может появиться реклама алкоголя и рецептурных лекарств

 

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ разработало проект нового пакета мер поддержки IT-отрасли. Помимо прочего, ведомство предложило разрешить онлайн-кинотеатрам рекламировать алкоголь и рецептурные лекарства, пишет «Коммерсантъ».

Документ, подготовленный Минцифры в соответствии с поручением вице-премьера Дмитрия Чернышенко, включает в себя 88 мер для 12 сегментов рынка. Кроме уже упомянутого послабления рекламных ограничений для видеосервисов, проект предусматривает освобождение российских IT-компаний от НДС на рекламу отечественного ПО за рубежом и введение льготы по налогу на рекламную выручку.

Одновременно в министерстве считают необходимым обложить зарубежные интернет-компании налогом на размещение рекламы, доступ к маркетплейсам и продажу пользовательских данных, собранных в России.

Меры поддержки онлайн-кинотеатров включены в документ по инициативе рабочей группы под руководством главы ассоциации «Интернет-видео» Алексея Бырдина. Наряду с либерализацией рекламного законодательства члены группы предлагают снизить ставку НДС на подписку на видеосервисы до 10% и законодательно закрепить «антипиратский меморандум».

Против предложенных послаблений уже выступили Министерство здравоохранения, Федеральная антимонопольная и Федеральная налоговая службы РФ. Представители Минздрава отметили, что реклама рецептурных лекарств не даст коммерческого эффекта из-за отсутствия таких средств в свободной продаже. В ФНС же раскритиковали идею снижения НДС на подписку из-за возможности возникновения налоговых споров.

 

«Яндекс» и «Новоком» заплатят штрафы за рекламу экспресс-тестов на COVID-19

 

Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС) признала компании «Яндекс» и «Новоком» нарушителями рекламного законодательства из-за распространения рекламы экспресс-тестов на COVID-19. Об этом сообщается на официальном сайте ведомства.

Баннер с предложением приобрести экспресс-тест Testsealabs производства КНР отображался в поисковой выдаче ресурса nova.rambler.ru по запросу «полоска тест на коронавирус». Рекламное объявление содержало ссылку на интернет-магазин «Новоком», торгующий медицинским оборудованием. Техническую возможность размещения подобной рекламы на сайтах «Рамблера» обеспечивала компания «Яндекс».

Как пояснили представителей ФАС, экспресс-тест Testsealabs не зарегистрирован в России. Рекламировать же незарегистрированную продукцию, требующую обязательной государственной регистрации, запрещает пункт 5 статьи 7 закона «О рекламе».

«Безусловно, в условиях пандемии недобросовестные продавцы товаров и услуг, так или иначе связанных с борьбой с COVID-19, пытаются привлечь потребителей любыми возможными способами, в том числе рекламой.

Поскольку у медизделия должна быть регистрация, то, если таковой у него нет, и реклама этого товара недопустима», – прокомментировала глава управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина.

По итогам рассмотрения дела компаниям «Яндекс» и «Новоком» направлены предписания о прекращении нарушения. Теперь обеим организациям грозят штрафы в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей. 

 

НРА: в третьем квартале доля ТВ в рекламном медиасплите выросла до 33,5%

 

По итогам третьего квартала 2020 года доля телевидения на российском рынке рекламы увеличилась на 0,5 процентных пункта и составила 33,5%. Об этом говорится в отчете Национального рекламного альянса (НРА).

За первые девять месяцев текущего года доля ТВ в рекламном медиасплите тоже продемонстрировала рост – на 0,1 процентных пункта до 35,1%. Наиболее существенно увеличились траты брендов на продвижение мобильных устройств (+77%), товаров для животных (+52%) и продуктов E-commerce (+32%). Региональные каналы стали размещать больше рекламы категорий «Развлечения» (+819%), «Услуги и сервисы» (+107%), а также «Автозаправки и нефтепродукты» (+41%).

По словам представителей НРА, доля ТВ в рекламном медиасплите выросла впервые с 2009 года. И хотя в третьем квартале телевизионные бюджеты сократились по сравнению с июлем-сентябрем 2019 года на 3%, для отрасли этот период оказался более удачным, чем для всего рынка в целом. 

«Мы связываем это с активностью российских производителей товаров и услуг, с опытом работы маркетологов в кризисных ситуациях и четким пониманием того, что сокращение или отсутствие продвижения на ТВ критично для бизнеса», – прокомментировал генеральный директор НРА Алексей Толстоган.

 

Mediascope получит контрольный пакет акций MediaHills

 

Исследовательская компания Mediascope объявила о покупке контрольного пакета акций телеизмерителя MediaHills. Закрыть сделку планируется до конца текущего года, сообщается в пресс-релизе.

MediaHills собирает статистику просмотра платного телевидения в России и Казахстане. Компания анализирует данные, которые передаются с ТВ-приставок телекоммуникационных операторов посредством технологии Return Path Data (RPD).

В настоящее время панель MediaHills включает в себя 2,3 миллиона домохозяйств в 314 населенных пунктах, а число операторов, работающих с измерителем, достигает 250. Помимо этого, MediaHills предлагает своим партнерам консалтинговые и рекомендательные системы. 

«Уверен, что стратегический союз с компанией Mediascope поможет развить существующие решения MediaHills и придаст импульс в разработке новых продуктов для медиарынка», – прокомментировал генеральный директор MediaHills Андрей Бояринов.

Ранее Mediascope приобрела контролирующую долю в технологической компании «Цифрасофт», специализирующейся на разработке решений для кросс-медийных измерений. Mediascope планирует использовать наработки компании для расширения клиентского сервиса и создания инновационных продуктов.