Скрыть информер

Поиск рекламного агентства

Географическое расположение

Рекламные агенства:
Агентство "АРЕХ"    Cleardesign    Digital-агентство Цунами   

Изготовление рекламы

Область деятельности

Размещение рекламы

Область деятельности

Интернет-площадки

Тематика

Журналы, газеты, справочники

Тематика





 

Рекламный ролик

Работа над сценарием рекламного ролика.
Глава 3, из книги "Реклама на телевидении".
Ю.В. Смирнова

Реклама на телевидении. Смирнова    3.1. Создание литературного сценария
    Прежде чем приступить ко второму этапу создания рекламного ролика — написанию литературного сценария, необходимо продумать идею будущего клипа Оригинальность рекламы определяет прежде всего неожиданная, живая идея, и лишь затем — необычные слова и картинки Следует помнить, что хорошая идея исключает «лобовое» навязывание товара А идеи, которые принимают форму визуального выражения качества товара через ассоциации или известные прототипы, являются самыми действенными, так как несут четкий, давно сложившийся образ
    Идею (как правило, их бывает сразу несколько, а у плодовитого сценариста и несколько десятков) лучше всего сразу за писать в виде сценарной заявки — одного-двух предложений, повествующих, о чем будет данный ролик, либо показывающих какой-то сюжетный ход, монтажный ход, основного персонажа — в общем то, на что можно будет потом опереться в работе уже непосредственно над сценарием Лучше записать эти заявки в столбик (не менее десяти), а затем вычеркнуть первые две (здесь у сценариста пока еще мысль «раскачивается») и последние три (потому что мысль уже начинает «пробуксовывать») Оставшиеся пять заявок и следует вынести на обсуждение с режиссером, а возможно, и с заказчиком
    Не надо забывать и о том, что в каждом товаре содержится зародыш «драмы», которая лучше всего раскрывает сущность товара Именно поэтому сценарий рекламного ролика лучше всего выстраивается по драматургическим законам Однако, классическая схема построения драматического произведения (экспозиция — завязка — кульминация — развязка) в применении к рекламному фильму претерпевает существенные изменения и выглядит следующим образом: экспозиция — завязка — слом — вывод
    Что нужно понимать под каждым из элементов этой схемы?

    Экспозиция.
    Здесь происходит введение зрителя в ситуацию, обозначение границ условности, места и времени действия, представление главных действующих лиц Все это должно быть проделано четко и лаконично, во-первых, потому, что сам формат ролика (классический хронометраж рекламного клипа — 30 секунд) не позволяет растягивать экспозицию более чем на 5 секунд А во-вторых, потому, что любая затяжка снижает уровень зрительского интереса Работая над сценарием, автор должен продумывать экспозицию таким образом, чтобы режиссер мог реализовать ее минимальным количеством планов, лучше всего одним Довольно часто в рекламных фильмах экспозиция сливается с завязкой

    Завязка.
    Именно здесь происходят события, которые приводят к главному — раскрытию свойств объекта рекламы В основе этих событий лежит конфликт, составляющий суть той внутренней «драмы» товара, о которой говорилось выше Конфликт заставляет зрителя сконцентрировать внимание на происходящих событиях, создает необходимое напряжение При этом следует помнить, что конфликт должен быть выражен визуально Что касается ситуации, в которой конфликт развивается, то она должна быть кризисной Это продиктовано небольшой длительностью рекламного фильма и, соответственно, скоротечностью происходящих событий Кто или что может принимать участие в этих событиях? Общеизвестно, что героем рекламного фильма является товар В идеале он является и главным действующим лицом Для этого товар надо постараться «оживить», т е заставить его продвигать действие Товар может и не быть главным действующим лицом Им могут стать и человек, и группа людей, и другой неодушевленный предмет и т д Рекламный ролик вообще имеет интересную особенность: в нем не бывает второстепенных действующих лиц Каждое лицо, появляющееся на экране, автоматически становится главным, каждое играет роль первого плана При этом все действия главного действующего лица должны быть направлены на раскрытие потребительских свойств объекта рекламы Помня об этом, можно избежать появления лишних действующих лиц в сценарии, а значит, в какой-то степени избавиться и от затяжек

    Слом.
    Это не просто кульминация, как в классическом драматургическом произведении Слом — это сочетание кульминации и развязки Это резкий поворот в течении событий, происходящих в рекламном фильме, способствующий тому, что напряжение, созданное в завязке, выливается в разрешение проблемы При этом демонстрируется основное потребительское свойство товара либо показывается однозначная ситуация для раскрытия этого свойства в дальнейшем Слом должен быть четко мотивирован, т е должен органично вытекать из предшествующих событий Он должен быть энергичным, неожиданным, привлекающим внимание, так как является самой важной, самой запоминающейся частью рекламного фильма

    Вывод.
    Здесь сюжет завершается с двух точек зрения: драматургической и рекламной Чаще всего это дикторский текст, сопровождающий показ объекта рекламы, или заключительная фраза главного действующего лица При этом такая рекламная кода должна быть логически связана с предшествующим видеорядом и не пересказывать или разъяснять то, что уже произошло, а дополнять, позволяя сделать однозначный вывод из всего показанного
    Композиция драматического произведения и, соответственно, рекламного ролика может быть трех видов: перспективная, или прямая, ретроспективная и симультанная Перспективная построена как раз по классической схеме: экспозиция — завязка — слом — вывод Ретроспективная, как правило, начинается со слома, чтобы потом рассказать предысторию события (завязку) и перейти к выводу Симультанная композиция — это связь разрозненных фрагментов каким-то одним штрихом, как, например, в фильме «Криминальное чтиво» не связанные на первый взгляд новеллы и их герои в итоговой новелле объединяются Это самый сложный вид композиции в художественном кинематографе, не говоря уже о рекламном видео, поэтому в рекламе не употребляется.
    Условно можно выделить три вида сюжетов в сценариях рекламных роликов: драматические, исторические, поэтические
    Первый вид сюжета — драматический — предполагает развитие действия в наши дни, главный герой — наш современник, который делится со зрителем одной из своих проблем Решить эту проблему ему помогает рекламируемое средство либо участие в том или ином рекламируемом событии или акции Таких сюжетов в современной рекламе большинство
    Второй вид — исторический — переносит зрителя в прошлое Героями могут быть персонажи вчерашнего дня, например политические деятели, мифов, сказок или литературных произведений В этом виде сюжета допускаются массовые сцены, съемки происходят в воссозданных интерьерах По затратам это самый дорогой вид рекламного ролика Доступен он только богатым рекламодателям В качестве примера можно привести ролики банка «Империал», снятые Т Бекмамбетовым
    Третий вид — поэтический — апеллирует к духовным ценностям, создает своего рода метафору, поэтический образ рекламируемого предмета В этом виде сюжетов встречаются мифологические параллели, сказочные метафоры Это довольно сложный, но вместе с тем очень действенный вид современной телевизионной рекламы Как ни странно, очень многие рекламные ролики производителей пива являются именно поэтическими сюжетами: реклама пива «Три богатыря», эксплуатирующая образ трех русских богатырей и попутно создавшая миф о России как о родине хоккея, «Старый мельник», оперирующая понятиями «душа» и «душевность», и т д
    Здесь, безусловно, важен и выбор персонажей рекламных роликов Особенно запоминаются ролики с задействованными в них основными персонажами, которых принято считать архетипами коллективного бессознательного Переводя значение архетипических персонажей на язык драматургии, можно выделить трех типичных героев современной телевизионной рекламы:
    1) страдающий герой, у которого существует проблема;
    2) даритель, открывающий страдающему герою «чудодейственную силу» рекламируемого продукта;
    3) волшебный помощник или волшебное средство, в роли которого часто выступает рекламируемый продукт Если речь идет о 30-секундном рекламном ролике, то лучше ограничиться этими персонажами В сценариях презентационных рекламных роликов большей длительности допускается до семи действующих лиц: может появиться антигерой, злодей, соблазнитель или вредитель Они создают проблему или конфликт, в который включается главный герой ролика Перед рекламным фильмом могут стоять различные задачи: внедрение на рынок нового товара, расширение круга потребителей, поддержание стабильного уровня реализации товара и т д Однако сверхзадача одна — создание у потребителя стойкого положительного образа рекламируемого товара Такой образ, как правило, состоит из трех последовательно развивающихся на экране слоев Как показывает практика, наиболее эффективным оказывается образ, который имеет три слоя:
    1) формальный, поверхностный слой, который возникает у зрителя, когда рекламируемый товар называют каким-либо именем, например тот или иной сорт шоколада, марка автомобиля, фирма, выпускающая пылесосы;
    2) изобразительный слой — демонстрация работы рекламируемого пылесоса, ходовых качеств автомобиля или внешнего вида сорта шоколада;
    3) внутренний, психологический слой — формируется путем сравнения человека, у которого была проблема, с ним самим после решения этой проблемы с помощью рекламируемой продукции или товара
    Созданный в сценарии образ товара, у которого грамотно проявлены все три слоя, легко запоминается, вызывает положительные эмоции, отличается от товаров конкурирующих фирм Движущийся на экране, «живой» образ товара должен объединить все три слоя в единый семантико-изобразительный контекст
    Методы создания этого образа могут быть самыми разнообразными, но критерии его закрепления в сознании потребителя таковы:
  • рекламный фильм должен быть цельным, образным и оригинальным;
  • фильм должен быть построен как интересный, увлекательный рассказ о товаре;
  • в нем не должно быть элементов, перегружающих этот рассказ и вызывающих неоднозначное толкование того или иного положения;
  • идея не должна подменяться исполнительским мастерством, последнее только тогда имеет ценность, когда не привлекает к себе основного внимания;
  • развитие идеи рекламы должно быть предельно четким и последовательным

  •     Помимо содержания сценария, в нем важна и форма: как, в каком виде будет донесен замысел до зрителя? Здесь важно знать основные требования, предъявляемые к языку и стилю рекламного видео
        Рекламные фразы должны быть короткими и броскими (9— 11 слов) Ведь мы создаем ТЕЛЕрекламу, и значит, весь текст, который сценарист вкладывает в уста своих героев, потенциальный потребитель должен услышать Как известно, взрослый человек воспринимает на слух фразу, состоящую не более чем из 15 слов Порог детского восприятия (в возрасте до 12 лет) еще ниже — семь слов в предложении В связи с этим, как бы ни был остроумен и интересен фильм, его основная идея должна легко и однозначно восприниматься зрителем, который, просматривая рекламный ролик, переводит все увиденное на близкие себе понятия, пропуская все остальное мимо своего сознания Следовательно, слова в тексте должны быть яркими, неожиданными и запоминающимися Однако из этого не следует, что мы должны щеголять заумными словечками, понятными только узкому кругу специалистов Как сказал известный американский рекламист Д Огилви, «реклама не должна быть поприщем для демонстрации ума того, кто ее создает» Надо стремиться к простоте выражения мыслей
        Если говорить о конкретных требованиях к языку и стилю рекламного телевизионного текста, то коротко их можно сформулировать следующим образом Стиль рекламного объявления должен быть литературным, но не книжным, а приближенным к разговорному Зритель должен чувствовать свою сопричастность к происходящему на экране, а этого добиться невозможно, если герои изъясняются «высоким штилем»
        Вместе с тем не следует употреблять в рекламных текстах жаргонизмы и сленговые слова и выражения, так как понятны они будут далеко не всем, а реклама на телевидении, как правило, рассчитана на массовую аудиторию Сленг опасен еще и тем, что очень быстро изменяется — слова, понятные нынешним тинэйджерам, уже не воспринимаются студентами, бывшими тинэйджерами три—пять лет назад Да и сами студенты по возрасту тоже различаются, и, соответственно, различен их сленг Так, выражение «шнурки в стакане», означающее «родители дома», на момент написания данной главы было понятно студентам пятого курса, но не понятно студентам второго—четвертого курсов Хотя, казалось бы, разница в возрасте у этих молодых людей небольшая — всего один—три года Естественно, непонятное слово вызывает однозначно отрицательную реакцию, если произносится как известное всем Тем более следует избегать просторечных и бранных слов, так как в большинстве случаев они вызывают у зрителей негативную реакцию
        Предложения следует строить простые, редко — сложносочиненные и сложноподчиненные, поскольку, как уже говорилось, на слух многословные конструкции воспринимаются намного хуже Если же мысль требует развития, можно прибегнуть к парцелляции (разбить сложное предложение на несколько простых)
        Следует избегать деепричастных конструкций, потому что суффиксы у деепричастий не слишком благозвучны Требования к благозвучности в применении к рекламным телевизионным текстам повышенные, так как воспринимаются они именно на слух
        По этой же причине не стоит употреблять сложные, «заумные» слова, если их легко заменить менее «тяжелыми» синонимами Например, вместо слова «мегаполис» можно поставить слово «город» — смысл от этого, если речь идет о конкретном городе, не потеряется
        Если мы пишем литературный сценарий рекламного ролика для рекламной передачи типа «ТВ-шоп» или «Магазин на диване», существуют свои требования к построению текста В таких программах обозначить или решить проблему, беспокоящую потребителя, помогут:
  • слоган — краткий рекламный лозунг, призыв, афоризм;
  • зачин — небольшой текст, развивающий основную мысль слогана;
  • информационный блок — основной текст;
  • справочные данные — адрес, контактные средства связи, условия поставки и т д
        В случае использования блочной формы в написании текста рекламного объявления возможны следующие варианты:
  • «слоган + справочные данные»;
  • «слоган + зачин + справочные данные»;
  • «слоган + информационный блок + справочные данные»

        Вопросы и задания для самопроверки
    1. Что такое идея рекламного фильма?
    2. Чем отличается классическая схема построения драматургического произведения от схемы построения рекламного фильма?
    3. Что означают элементы схемы построения рекламного фильма?
    4. Сформулируйте сверхзадачу рекламного фильма.
    5. Назовите критерии закрепления стойкого положительного образа рекламируемого товара в сознании потенциального потребителя.
    6. Охарактеризуйте основные принципы построения телевизионного рекламного текста.
    7. Каков порог восприятия телевизионного текста у взрослых и детей?
    8. Каковы основные требования к языку и стилю телерекламы?
    9. Назовите варианты использования блочной формы в написании текста рекламного объявления.

         3.2. Разработка режиссерского сценария
        Основная задача режиссерской разработки — определение визуального и звукового решения фильма, поэтому процесс непосредственной реализации литературного сценария начинается с разработки сценария режиссерского
        При разработке режиссерского сценария руководствуются следующими принципами:
  • рекламный фильм не требует подробного показа событий, предшествующих обыгрываемой ситуации Никого не интересует, что делал герой фильма до того, как сел, например, в рекламируемый автомобиль, и почему он сел именно в него;
  • рекламный фильм часто не требует точного обозначения места и времени действия, если это не способствует раскрытию основной идеи Иными словами, никого не интересует, в каком городе герой фильма сел в рекламируемый автомобиль, если, конечно, он через несколько минут не оказался в другом городе (когда идея — не показать скорость автомобиля, а продемонстрировать другие его качества);
  • рекламный фильм допускает условное обозначение обстановки в месте действия или ее полное отсутствие, если обстановка не работает на основную идею Ничто не должно отвлекать зрителя от главного В противном случае при рекламировании, допустим, чайника мы будем вместо этого рекламировать кухню, в которой находится этот чайник, а сам чайник окажется просто предметом интерьера;
  • рекламному фильму противопоказаны персонажи, не способствующие раскрытию основной идеи, ибо любого нового персонажа необходимо представить зрителю — врезкой на среднем или крупном плане Усвоить кадр мы можем только в том случае, если длится он не менее секунды, а представление персонажей затягивает действие, что негативно сказывается на его восприятии;
  • рекламный фильм допускает гротескное представление отдельных действий и реакций персонажей Особенно это касается драматизированной рекламы, где конфликт лучше выражать визуально, а не через простое столкновение чувств — на них просто нет времени, поскольку на весь ролик отводится всего 30 секунд;
  • рекламный фильм, как и любая рекламная идея, — это трюк, с помощью которого внимание потребителя фокусируется на том или ином товаре А это значит, что применение кинематографических трюков для рекламного фильма допустимо;
  • к рекламному фильму нельзя подходить с режиссерскими мерками художественного кинематографа, он требует динамичного развития событий и предельной лаконичности в изобразительных средствах, так как в среднем в рекламном фильме присутствует не более 15 кадров, в то время как в художественном фильме их не менее 2000
        Таким образом, если литературный сценарий — это в первую очередь рекламная идея фильма, то режиссерский — это партитура, на основе которой стоится вся дальнейшая работа съемочной группы
        Исходя из общего содержания и замысла картины, развивающегося в ней действия, режиссер составляет план Он как бы разбивает целое на мелкие части — кадры При этом заранее определяются многие важнейшие стороны будущего произведения: содержание каждого кадра, его крупность, характер декораций, натуры, мизансцены, темп картины, ритм, отдельные куски музыки, шумы и даже некоторые монтажные ходы
        Основные характеристики будущего произведения — это, конечно, мизансцена, атмосфера и темпоритм Это те выразительные средства режиссуры, с помощью которых создается цельное произведение Рассмотрим их подробнее
        Мизансцена (от фр mise enscene — размещение на сцене) Под мизансценой понимаются все те движения, которые по логике действия производит на сцене актер в соответствии с текстом Актер входит, выходит, садится, встает, подходит ближе к авансцене или уходит в глубину, подбегает к партнеру или расходится с ним Совокупность этих простейших движений и образует мизансцену, расположение актера на сцене В мизансцене обязательно должен быть смысл, должно быть классическое триединство места, времени и, что немаловажно, действия Это как бы мини-спектакль в спектакле
        Если мы говорим о кинематографической или телевизионной мизансцене, то здесь важно помнить, что ее «родителями» являются, во-первых, мизансцена театральная, а во-вторых, вмешавшаяся в действие камера И именно камера значительно меняет характер мизансцены В театре зритель все время смотрит на общий план сцены (как говорят кинематографисты и телевизионщики): он постоянно вынужден выделять из общего частное, анализировать Режиссер ему в этом помогает расположением самих актеров (главные действующие в мизансцене лица, как правило, выходят на передний план, а кроме того, освещением, звуковым решением спектакля, его динамическими характеристиками) Но тем не менее зритель все время видит действие целиком
        В кинематографе же за общими, средними и крупными планами, различными ракурсами, в которых предстают главные герои, мизансцены особенно и не видно Есть разрозненные куски мозаики, которые зритель уже складывает в единое целое Режиссер как бы водит зрителя за руку и постоянно говорит ему: «посмотри на глаза или на руки этого героя», и он уже не может взглянуть на его фигуру в общем, его одежду, прическу Зритель должен додумать, достроить в своем воображении недостающие элементы, выстроить свой образ этого героя и при этом следить за развитием действия
        Мизансцена четко выстраивается в соответствии со сценарием и в зависимости от события Событие стоит в центре внимания зрителя, и здесь следует отметить, что до события мизансцена одна, после него другая
        На каждую мизансцену должно отводиться достаточно времени, чтобы зритель понял и осознал ее В идеале в рекламном видео мизансцена занимаетне менее трех секунд, иначе основные положения могут быть не усвоены
        Атмосфера — это материальная среда, в которой живет, существует ваш образ Сюда входят звуки, шумы, ритмы, характер, освещение, костюм, вещи и т д В рекламном фильме это еще и цвет, аудиоряд (музыка), шрифт и цвет слогана
        Атмосфера — это фон мизансцены Подобно фону на полотне живописца, она должна создать у зрителя определенное настроение для восприятия мизансцены и всего действия в целом, настроить реципиента на определенный лад: сделать его веселым или грустным, счастливым или несчастным Достигается это прежде всего колористическим решением кадра, его светотональным решением, а также звуками, музыкой, т е воздействием одновременно на разные органы чувств Атмосфера порождается мизансценой и сама ее порождает, предшествует событию и вытекает из него При этом до события атмосфера всегда одна, а после него — всегда другая Вот как с помощью создания определенной атмосферы студентка V курса факультета рекламы МГУП Е Звягина смогла решить задачу и донести до зрителя идею социального рекламного ролика

        Обрывочные кадры.
        Первый. Кухня, наполненная ярким светом Завтрак Ребенок за столом Мама и папа гладят его по голове, целуют и убегают на работу Он остается один
        Второй. Улица, залитая ярким солнечным светом На улице к ребенку подходит мужчина и говорит: «Давай поиграем» Ребенок колеблется, но протягивает руку
        Третий. Полутемная серо-зеленая гамма Морг Крик женщины
        Четвертый. Зал суда Объявление приговора Преступник признан виновным, но в результате медицинского освидетельствования — невменяемым, отправлен на принудительное лечение на 4 года После оглашения приговора бесстрастный мужской голос за кадром: «Правосудие не всегда наказывает виновных… Часто им удается уйти безнаказанными»
        Пятый. Общая колористика кадра — ахроматическая (черно-белая) Темно-бордовая, почти черная капля падает на серый кафельный пол Гиперболизированы все звуки Постепенно камера поднимается вверх и мы видим нож, с которого падают капли Звук постепенно переходит в учащенное биение сердца Камера поднимается выше, в сумраке вырисовывается женский силуэт Когда камера доходит до шеи, ее движение замедляется Мы видим дрожащие губы, к биению сердца добавляется звук учащенного дыхания
        Шестой. Крупный план: губы со странной улыбкой
        Седьмой. Глаза, из которых текут слезы Сердцебиение становится более тихим Глубокий вздох облегчения и тишина…
        Голос за кадром: «Только месть позволит ей вздохнуть с облегчением Хотите стать такими же, как она?»
        На черном экране белый титр: «Не оставляйте детей без присмотра»

        Здесь атмосфера создана меняющимся колористическим решением кадров — от яркого, солнечного до ахроматического, кроме того, движением камеры и, конечно же, звуками Звук, имитирующий удары сердца, является довольно частым приемом для передачи напряжения в кадре и создания определенной атмосферы ожидания и в то же время неотвратимости грядущего события
        Темпоритм — термин, привнесенный в театральный и кинематографический мир великим русским режиссером К С Станиславским Термин вбирает в себя темп (скорость) и ритм (частота скорости)
        Темп — это скорость или медленность, он является элементом ритма, характеризующим ритмический рисунок во времени
        Ритм — это соотношение движений и остановок в пространстве и времени, происходящие во времени действия, звуки, чувства разнообразных продолжительностей с перерывами между ними или правильная смена движений, звуков, чувств различной интенсивности
        В темпоритме важно все: и движение, и остановка, и акцентировка Если остановки нет, нет и ритма, все сливается в одно непрерывное монотонное действие Неритмичная речь усыпляет, неритмичные движения быстро надоедают
        Темпоритм бывает внутренним (психологическим) и внешним (физическим) Можно двигаться быстро и при этом жить в спокойном, размеренном ритме, как это делает бегун на длинные дистанции Это внешний, физический темпоритм А можно медленно двигаться и при этом жить в напряженнейшем ритме, как студент перед экзаменом, лихорадочно «пролистывающий» в голове конспекты лекций и пытающийся «вытащить» ту единственную страницу, которая спасет его от двойки Это внутренний, психологический темпоритм
        Только совокупность динамики и периодических остановок в сочетании с мизансценой и атмосферой действия дает всю полноту картины, раскрывает полностью режиссерский замысел
        Все предварительные соображения записываются в режиссерском сценарии, который представляет собой как бы технический и творческий проект будущей картины
        Обычно режиссерский сценарий делится на следующие графы Номер кадра.
        Объект, т е место съемки В этой же графе упоминаются павильон или натура, а также время дня, что важно для количества света, для всей операторской работы
        Крупность плана и способ съемки. Если кадр снимается с неподвижной точки, не пишется ничего, кроме определения крупности; если кадр снимается с движения, то в этой графе помечается: панорама, отъезд или наезд и т д
        В следующей графе буквами «с», «о» или «ф» отображается способ съемки звука, потому что звук тоже не всегда снимается одинаково Иногда он снимается синхронно, т е тут же на месте вместе с изображением записывается речь или шумы Для придания кадру достоверности, своего рода репортажности этот прием оптимален Иногда кадр снимается без звука, такой кадр озвучивается впоследствии Таким образом достигается необходимая чистота звука К тому же далеко не всегда актер произносит речь в кадре Для дальнейшего закадрового озвучания, музыкального фона кадр снимается под «озвучку» Бывает, кадр снимается «под фонограмму», допустим, для синхронизации действий актеров с музыкой, которая будет играть главную аудиороль в ролике Музыка, ее ритм и темп помогают режиссеру избежать ненужных затяжек в развитии действия и придают динамику всему повествованию Кроме того, под фонограмму снимаются все без исключения клипы и телеконцерты Синхрон, озвучание (или, как говорят телевизионщики, озвучка), фонограмма — эти три технически разных процесса дают совершенно разный художественный результат, и иногда решение этих вопросов не такое простое
        В следующей графе отмечается длина кадра Это указание не длины пленки, а времени, затраченного на кадр В кинематографе и на телевидении у времени есть свое измерение, которое называется «хронометраж» Обозначается он цифрами и, как правило, апострофами Так, если кадр имеет хронометраж 1 минута 25 секунд, то запись выглядит следующим образом: 1’ 25’’
        В следующей, основной графе записываются содержание кадра и диалог, если он имеется Содержание кадра — это полное описание того, что в нем происходит: от интерьера до характера передачи действия актером Диалог либо монолог подразумевает звук первого плана Технически такой звук прописывается по первой звуковой дорожке и всегда является основным — выводится в эфир на полной громкости Вторая звуковая дорожка предназначена для звука второго плана — так называемого интершума, и звук выводится с нее в эфир на 40 — 60% от уровня первой дорожки
        Затем идет графа, в которой специально отмечается характер звука в кадре: шумы, голоса второго плана или музыка Это как раз тот звук, который прописывается по второй звуковой дорожке
        И наконец, последняя графа режиссерского сценария — примечания Сюда входит все, что не было отражено в предыдущих графах Кроме того, в ней обычно указываются технические средства съемки, необходимость операторского крана, тележки или каких-нибудь особых приспособлений, а также характер массовки, костюмы Если сцены боевые, отмечаются дымы, взрывы, выстрелы
        В упрощенном варианте (предварительном) режиссерский сценарий может иметь всего пять граф: 1) номер кадра; 2) план; 3) содержание кадра; 4) аудиоряд, сопровождающий кадр; 5) примечания
        Вот конкретные примеры литературного (авторского) и режиссерского сценариев рекламного ролика социальной тематики

        Литературный сценарий I
        Звонок будильника Женская рука хлопает по будильнику Девушка в кровати продолжает спать Ей снится сон
        Она на экзамене Тянет билет, смотрит на него, отрицательно качает головой и выходит из аудитории Она становится бомжем — сидит на лестнице, собирает милостыню Сон заканчивается
        Девушка снова в кровати Резко вскакивает, смотрит на часы и бежит одеваться Вот она уже в институте Входит в аудиторию, берет экзаменационный билет, садится и начинает отвечать Вот она уже выходит из института с дипломом Надпись на экране: «Выбор? Вуз Успех!»

    Режиссерский сценарий I
    № кадра
    План
    Видеоряд
    Аудиоряд
    Примечания режиссера
    1
    Крупный
    Полумрак. Электронный будильник на прикроватной тумбочке Сначала его экран темный, потом зажигается — будильник начинает звонить Женская рука тянется к нему и ударяет по нему сверху Спокойная, легкая музыка Рука тянется неуверенно, может несколько раз не попасть по будильнику — как бы спросонья
    2
    Общий
    Часть комнаты — видны кровать и тумбочка, на которой стоит будильник На кровати спит девушка Она переворачивается на другой бок    
    3
    Общий
    Аудитория изнутри За столом сидит преподаватель На столе разложены экзаменационные билеты Дверь открывается Входит эта же самая девушка Подходит к столу, берет один из билетов Музыка становится напряженной Чтобы показать, что это сон, при монтаже применяется эффект «старое кино»
    4
    Средний
    Девушка смотрит в билет и отрицательно качает головой   Эффект «старое кино»
    5
    Общий
    Девушка разворачивается и выходит за дверь   Эффект «старое кино»
    6
    Общий
    Улица. Зима. Грязные ступеньки у какого-нибудь магазина или перехода На ступеньках сидит та же самая девушка У нее неопрятный, потрепанный вид, под глазом синяк, волосы нечесаные, одежда старая и грязная Она нервно курит сигарету, в другой руке держит бутылку пива Возле нее стоит жестяная банка, куда сердобольные прохожие бросают мелочь Напряжение музыки возрастает Эффект «старое кино» Девушка должна всем своим видом вызывать не только жалость, но и отвращение
    7
    Средний, отъезд до общего
    Та же самая девушка нервно отрывает голову от подушки, тянется к будильнику, хватает его, смотрит на экран Камера отъезжает, открывая почти всю комнату Девушка откидывает одеяло, вскакивает с кровати, выбегает из кадра Музыка динамичная, ритмичная Сон кончился, кадр опять в цвете
    8
    Общий
    Аудитория изнутри За столом сидит преподаватель На столе разложены экзаменационные билеты Дверь открывается Входит эта же девушка Подходит к столу, берет один из билетов Садится напротив преподавателя и начинает отвечать   Кадр должен в первой своей части в точности повторить кадр 3, только теперь он будет в цвете
    9
    Средний
    Девушка выходит из дверей аудитории, двери захлопываются Она демонстрирует диплом о высшем образовании На свободном участке экрана появляется титр: «Выбор? Вуз Успех!» Музыка бравурная, жизнеутверждающая Кадр может закончиться стоп-кадром Надпись должна висеть как можно дольше



        Литературный сценарий II
        Ребенок сидит под одеялом с фонариком и читает книжку Голос за кадром: «В детстве книга была для тебя чудом Но книга — чудо рукотворное» Та же книга рекламируется в магазине, затем показывается процесс ее создания Голос за кадром: «Ты можешь стать одним из тех, кто продвигает книгу на рынок, пишет и редактирует текст, создает иллюстрации…» Двери аудитории, из которых выходят студенты Общий вид здания Московского государственного университета печати Голос за кадром: «…Если будешь учиться в Московском государственном университете печати Поверь в чудо!»

        Режиссерский сценарий II
    № кадра
    План
    Видеоряд
    Аудиоряд
    Примечания режиссера
    1
    Крупный
    Ребенок под одеялом с фонариком читает книгу Вид изнутри — видны складки одеяла, дрожащий лучик фонарика и завороженное лицо ребенка Легкая, чуть сказочная музыка, которая будет продолжаться на протяжении всего ролика Голос за кадром: «В детстве книга для тебя была чудом» Подсветить страницы книги
    2
    Детальный
    Страница книги с иллюстрацией «Но книга — чудо рукотворное»  
    3
    Общий
    Реклама новой книги в магазине — та же страница, которую мы видели в предыдущем плане «Ты можешь стать одним из тех, кто продвигает»  
    4
    Средний
    Женщина подписывает у мужчины какую-то бумагу книгу на рынок, пишет  
    5
    Деталь
    На листе крупная надпись: «В печать» и редактирует текст  
    6
    Крупный
    Женщина за компьютером, на экране — та же страница книги создает иллюстрации…»  
    7
    Общий
    Дверь аудитории в институте раскрывается, из нее выходят студенты «…Если будешь учиться в Московском государственном университете печати»  
    8
    Общий
    Адресный план здания МГУП Поверь в чудо!  


        Режиссерский сценарий, перекладывая замысел на язык системы отдельных кадров, служит режиссеру постоянным ориентиром Чем точнее запись кадров, тем лучше работает на съемке этот ориентир.

        Вопросы и задания для самопроверки
        1. Какова главная задача режиссерской разработки?
        2. Охарактеризуйте принципы разработки режиссерского сценария.
        3. Как обычно выглядит режиссерский сценарий?
        4. Как выглядит упрощенный (предварительный) вариант режиссерского сценария?
        5. Чем отличается режиссерский сценарий от литературного?
        6. Напишите небольшой литературный сценарий рекламного клипа и на его основе создайте режиссерский сценарий.

        3.3. Разработка визуального решения
        На этапе разработки визуального решения основная роль принадлежит художнику Он должен составить конкретное, вещественное представление об изобразительном ряде фильма и сделать раскадровку
        Раскадровка — это основанная на режиссерском сценарии и замечаниях оператора серия эскизов, желательно в цвете, изображающих ключевые планы фильма Учитывая небольшой мет раж рекламного фильма, его можно нарисовать полностью и отобразить ракурсы, степени крупности, наезды, панорамы Из раскадровки видны необходимые элементы оформления, реквизит, костюмы, актерские типажи Из раскадровки оператор может представить себе принципы освещения и составить конкретную схему света, а режиссер — оценить, насколько гармонируют друг с другом стоящие рядом кадры, насколько они хорошо будут смотреться при монтаже Очень важно изобразить происходящее на экране в цвете, ибо, если рядом стоящие планы будут колористически диссонировать, фильм не получится, он утомит зрителя, оставит в его душе неприятный осадок, который автоматически будет перенесен на товар Раскадровка дает возможность и режиссеру, и оператору выработать окончательную концепцию изобразительного ряда фильма на конкретном материале
        На рисунке показано, как выглядит раскадровка ко второму из приведенных выше сценариев рекламного ролика В ролике восемь ключевых кадров, и художник отобразил их в виде эскизов.


    Раскадровка сценария рекламного ролика. В детстве…
    В детстве…

    Раскадровка сценария рекламного ролика. книга была для тебя чудом.
    книга была для тебя чудом.

    Раскадровка сценария рекламного ролика. Но книга —
    Но книга — чудо…

    Раскадровка сценария рекламного ролика. чудо… рукотворное.
    рукотворное.

    Раскадровка сценария рекламного ролика. Ты станешь профессионалом,
    Ты станешь профессионалом,

    Раскадровка сценария рекламного ролика. одним из тех,
    одним из тех,

    Раскадровка сценария рекламного ролика. кто создает книги,
    кто создает книги,

    Раскадровка сценария рекламного ролика. если будешь учиться
    если будешь учиться

    Раскадровка сценария рекламного ролика. в Московском государственном
    в Московском государственном

    Раскадровка сценария рекламного ролика. университете печати
    университете печати.

    Раскадровка сценария рекламного ролика. Поверь в чудо!
    Поверь в чудо!





        Все три вида сценария — литературный, режиссерский, раскадровка — представляют заказчику на утверждение, как правило, в виде единого сториборда
        Сториборд (storyboard) — это грубый прототип, состоящий из серии набросков экранов/страниц Он делается в табличном виде Таблица имеет три колонки В первой указывается видеоряд кадра, в следующей — его рисунок, в последней — аудиоряд. Как правило, в отличие от раскадровок, сториборды содержат лишь ключевые сцены будущего ролика Они используются дизайнерами для того, чтобы проиллюстрировать или свести воедино свои идеи и получить отзывы по ним Особенно часто сториборды используются при создании мультимедийных презентаций

    Клиент — компания «Проктер энд Гембл»
    Бренд — «Шамту»
    Художник — С. Голованова
    Видео
     
    Звук
    1. Крупно: глаза девушки Девушка начинает рассказывать: — Раньше партнеры по работе часто портили мне прическу. И волосы теряли объем.
    2. Камера начинает медленно-медленно отъезжать. Мы видим спокойное лицо девушки. Крупный план — Я постоянно волновалась за свои волосы, и это отвлекало меня от работы. — Но теперь, когда у меня есть Шамту, я знаю: с моими волосами ничего не может случиться!
    3. Камера продолжает отдаляться... — Ведь в его состав входит специальный лифтинг- комплекс, который приподнимает волосы от самых корней. И поэтому объем держится долго, что бы с волосами ни делали!
    4. Камера все отдаляется, и мы видим, что девушка держит голову в пасти льва. — Теперь я всегда спокойна за прическу! С ней ничего не случится!
    5. Камера продолжает отъезжать. Дрессировщица вынимает голову из пасти льва и с довольной улыбкой проводит рукой по волосам. Объем от Шамту — ничем не испортишь!
    6. Выступление прошло великолепно! Девушка стоит в свете голубого прожектора. Кланяется. Из зала к ее ногам летят цветы. За кадром нарастает восторженный гул аплодисментов. Крики восхищенных зрителей.
    7. ПЭКШОТ: Изображение девушки отдаляется и размывается... На экране появляется флакон Шамту... По-прежнему мы слышим бурные овации. СЛОГАН: Объем от Шамту — ничем не испортишь!
    Пример сториборда к ролику «Лев», автор — С. Голованова


        Достоинства сториборда:
  • видна вся система в целом;
  • видно функциональное назначение каждого элемента раскадровки;
  • видна схема навигации;
  • позволяет проверить точность и полноту схемы;
  • может быть представлен пользователям для оценки


  •     В дизайнерской практике принято говорить о пяти «А» сториборда:
        1) assessment (анализ нарративной структуры сценария и перевод содержания истории в визуальные детали Осмысленное использование композиции и цвета может являться мощным инструментом наррации);
        2) ability (способность выражать ви.дение Если у вас в голове есть образ, вам нужно мастерство и умение, чтобы быть в состоянии спроецировать и передать его на бумаге);
        3) attention (внимание к кадру Параметры нашего визуального восприятия должны определяться формой и содержанием кадра);
        4) awareness (восприятие движения Здесь есть две динамические характеристики: движение кадра (камера) и движение внутри кадра (персонажи и реквизит));
        5) agreement (согласование текста и изображения Список сцен с их описанием и изображения, представляющие их визуальное содержание, должны указывать на одни и те же решения)

        Сами сториборды также имеют свою типологию:
  • editorial board (раскадровка) покадрово систематизирует все эпизоды в надлежащей последовательности для рассказа истории, сцена за сценой Затем эпизоды распределяются в монтажных листах поэпизодного плана так, чтобы режиссер и группа могли обращаться к ним во время съемок;
  • key frames показывают только выборочные кадры, порой только ключевых эпизодов, эпизодов с наиболее сложным движением камеры, или только заявочные общие планы в начале сцен;
  • production illustration по сути не являются сторибордом, так как ориентированы больше на демонстрацию декораций и их устройства, нежели на эпизоды Как правило, в целом они создаются художником-постановщиком, а не режиссером;
  • commercial board является инструментом коммерческого порядка, обычно используемым рекламным агенством для презентации концепта проекта клиенту (инвестору) Часто создается еще до того, как режиссер нанят на работу
        Именно коммерческий борд и представляется на утверждение клиенту Договор с рекламным агентством или производственной студией предполагает, как правило, несколько этапов оплаты Заказчик платит за разработанный и утвержденный сценарий
        На основе сценария составляется смета, учитывающая все расходы: на декорации, костюмы, гонорары актерам, плату за работу операторов и режиссера, затраты на материалы и т п В результате становится ясно, сколько задействовано людей, сколько дней займут создание ролика и его монтаж и т п Определяется и окончательная сумма на производство ролика Заказчик утверждает смету Если бюджет ролика превышает 5—6 тыс долл , заказчику обязательно показывают не только сториборд, но и раскадровку (художник рисует основные сцены, выражения лиц, позы), согласовывают и утверждают ее Последнее необходимо, чтобы избежать возможных расхождений в представлении того, что должно изображаться
        Утверждая сценарий, нужно обратить внимание на следующие моменты:
  • в рекламном сообщении должно быть не более двух-трех повторяющихся основных моментов, главных идей, чтобы потенциальные покупатели лучше их запомнили;
  • важны не только дизайн, креатив, но и текстовый материал Недопустимо использование слов, имеющих неоднозначное толкование Реклама — это мысль, которую надо донести до потребителя Текст должен быть понятен, иначе он может сыграть роль антирекламы;
  • если ролик планируется разместить на центральных каналах, нет смысла сообщать много фактов, давать подробный адрес Максимум, что необходимо, — разместить один хорошо запоминающийся телефон Длительность его демонстрации должна быть не менее 8—10 секунд;
  • сюжет должен быть реалистичным (отрицательный пример — тетя Ася, которая носит порошок в сумке с продуктами);
  • не стоит копировать зарубежный ролик без адаптации: российской аудитории может быть непонятен юмор, незнакомы традиции, возможно другое отношение к жизни, товару;
  • следует тщательно обдумать необходимость приглашения профессиональных актеров Это достаточно дорого Безусловно, актеры отрабатывают эти деньги, и ролик получается красивым, запоминающимся Однако иногда бывает так, что в памяти зрителей остается сам факт участия в рекламе их любимого актера, а особенности товара и контактная информация отходят на второй план;
  • цена производства ролика обычно не сильно варьируется в зависимости от его длительности — 10 секунд или 1 минута Создателям телерекламы зачастую проще сделать более длинный ролик, поскольку не составит проблем «вместить» в него всю необходимую информацию Однако следует помнить, что большая длительность (более 30 секунд) нецелесообразна: размещение на центральном канале будет очень дорогим;
  • необходимо оценить, соответствуют ли предлагаемый тип ролика и технология создания целям рекламной акции, бюджету;
  • стоимость видеоролика связана с тем, на какую пленку он снимается, поэтому важно определить, оправдывает ли более высокое качество такие затраты;
  • телереклама работает эффективно при большом количестве показов Между тем размещение видеоролика на центральном канале — дорогое удовольствие При небольшом бюджете важно найти баланс между качеством ролика и его размещением Специалисты считают, что лучше потратиться на хорошее размещение, чем на очень дорогостоящее производство

        После утверждения сценария начинается непосредственный процесс создания видеоролика В зависимости от сложности сценария и типа ролика его съемка и монтаж могут занять от недели (для репортажного) до двух месяцев (для постановочного)

        Вопросы и задания для самопроверки
    1. В чем заключается основная работа художника при разработке визуального решения рекламного ролика?
    2. Дайте определение термина «раскадровка». Для чего она нужна?
    3. Кто помимо художника участвует в работе над раскадровкой?
    4. Почему замечания оператора так важны при работе над раскадровкой?
    5. Что такое сториборд и чем он отличается от раскадровки?
    6. Охарактеризуйте правило пяти «А» сториборда.


        3.4. Разработка звукового решения
        Диктор, «голос за кадром» — это человек, без которого часто не обходится реклама
        К сожалению, сейчас на телевидение приходит все больше людей, профессионально не подготовленных Встречаются такие и среди дикторов, особенно этот пагубный процесс заметен на дециметровых телеканалах
        Как человеку неподготовленному отличить диктора-профессионала от дилетанта?
        Во-первых, по произношению Следует просто поговорить с ним Все звуки диктор должен выговаривать четко, ясно, но не переусердствовать — речь его должна быть спокойной и плавной, без усилий Он должен выговаривать любой звук естественно, а не рисуясь Причем без выраженного акцента и утрированной артикуляции
        Опытного профессионального диктора от дилетанта сразу отличает его работа с текстом Можно ни словом не перемолвиться с этим человеком, но по одному тому, как он работает с текстом, сразу понять, кто перед вами Если диктор берет текст и, ни слова не говоря, идет в тон-ателье (или попросту в «озвучку»), на ходу бегло просматривая листочек, — можно забирать у него текст и искать другого диктора Если же диктор даже самый незначительный по объему текст начнет тут же на листе размечать, т е отмечать паузы и логические ударения в каждом предложении, — перед вами профессионал, хорошо знающий, что такое логика речи
        Ну а уж тембр и высота звучания «закадрового голоса», т е те характеристики, которые у каждого человека являются встроенными и изменить которые практически невозможно (в отличие от акцентуализации, фонаций, темпа и артикуляции — тех свойств, которые легко можно контролировать), должны полностью соответствовать изобразительному и звуковому ряду фильма, способствовать созданию «звукового образа товара»
        Регистр голоса (высота звучания) характеризует прежде всего половую принадлежность его носителя Это важно для рекламы, так как известно, что существуют товары мужской и женской потребительской ориентации Очевидно, что для рекламы, нацеленной на мужскую аудиторию, авторитетностью будет обладать мужской голос
        Внимание к голосовому регистру в рекламе обусловлено не только тем, что регистр характеризует половую принадлежность Вспомним, что как женские, так и мужские голоса бывают разными по высоте В музыкальной практике женские голоса разделяют на колоратурное сопрано — высокий регистр, сопрано — средний и альт (или меццо-сопрано) — низкий регистр, а мужские — на бас, баритон и тенор Эти регистровые зоны по-разному оцениваются в рекламе Можно выделить предпочтительные регистровые зоны Наибольшее предпочтение отдается низкому или очень низкому мужскому голосу (диапазон от 150 до 50 Гц) — низкому баритону или басу В основе такого приоритета лежит психологический атавизм: как правило, низкий голос ассоциируется с большими размерами тела, физической силой и потенциальной доминацией Низкий голос — это голос начальника, авторитета Достаточно часто в рекламе используются и мужские голоса средней регистровой зоны, но практически не применяются высокие мужские голоса
        Что касается женских голосов, то регистровый выбор здесь более либерален, приоритетность зависит не столько от высотного расположения, сколько от окраски (звонкий мелодичный или низкий бархатистый и т д ) и интонации Однако известно, что в США, например, женщинам, занимающим довольно высокий пост в иерархии компании, рекомендуют понизить регистр голоса искусственно
        Тембр (окраска звука) в совокупности с регистром несет информацию о возрасте В процентном отношении в рекламных роликах преобладают молодые голоса Вместе с тем очевидно, что возраст диктора должен быть соотнесен с типом позиционируемого товара Так, в рекламе жевательной резинки или спортивных тренажеров использование голоса пожилого человека было бы неуместным
        Особо выделим регистрово-тембральные качества детских голосов Известно, что образы детей — одни из самых эффективных по силе воздействия Это относится и к детским голосам
        При выборе темпа необходимо знать, что средняя скорость речи в рекламе — два слова в секунду, при этом 25% времени должно приходиться на паузы Кроме того, темп речи в совокупности с другими свойствами голоса способен придавать определенный смысловой оттенок звучащему тексту: например, ускорение — ощущение спешки, замедление — особая весомость слов и т д
        Помимо «голоса за кадром», немалую роль в рекламе играют и звуки — как естественно-природные, к которым относятся практически все издаваемые живой и неживой природой, так и предметно-функциональные, т е те, которые издают бытовые предметы Роль этого звукокомплекса очень велика: во-первых, он размыкает условное пространство рекламного видеоролика; во-вторых, создает ощущение реальности происходящего даже при самом фантасмагорическом сюжете
        Конечно, огромная роль в рекламе принадлежит музыке Она может служить просто фоном, а может принять на себя и определенную смысловую нагрузку Эта символизирующая функция музыки связана со способностью звукового ряда выступать в качестве идентификатора товара Часто, даже не смотря на экран, мы способны угадать, о каком товаре сейчас пойдет речь, ибо слышим первые такты музыкального индивидуализированного фона, уже прочно ассоциирующегося в нашем сознании с тем или иным товаром (реклама пива «Толстяк», кофе «Нескафе» и т д ) Музыкальные символы улучшают запоминание, поэтому так часто в рекламе встречается индивидуализированный музыкальный фон, рекламные песенки, музыкальные слоганы и даже музыкальные логотипы, которые, как и обычные логотипы, способны повысить узнаваемость товара, в качестве рекламной константы переходя из одной рекламы в другую и, таким образом, экономя деньги своим владельцам (так как в данном случае потребуется меньшее количество прокатов ролика при том же показателе запоминаемости)

        Вопросы и задания для самопроверки
    1. Как неподготовленный человек может отличить диктора-профессионала от диктора-дилетанта?
    2. Какие характеристики «закадрового голоса» в большей мере способствуют созданию «звукового образа товара»?
    3. Что характеризует регистр голоса?
    4. Чем обусловлено внимание к голосовому регистру в рекламе?
    5. Выделите предпочтительные регистровые зоны мужского и женского голоса в рекламе.
    6. Какую информацию несет тембр голоса?
    7. Какой тембральный окрас голоса предпочтителен в рекламе?
    8. На что надо обращать внимание при выборе темпа речи?
    9. На какие группы делятся звуки в рекламе?
    10. Охарактеризуйте роль звукокомплекса в рекламе.
    11. В чем заключается символизирующая функция музыки в рекламе?
    12. В каком виде музыкальный ряд в рекламе выступает в качестве идентификатора товара?

        3.5. Подбор актеров
        Специфические особенности рекламного фильма следует учитывать при подборе актеров
        Рекламный фильм допускает выборочную обрисовку черт характера персонажей, т е выделяться должны только те черты характера, которые проявляются в ситуации, раскрывающей основную идею Если сюжет построен на такой черте персонажа, как, скажем, рассеянность, то умен он или глуп, отзывчив или эгоистичен, не имеет значения
        В рекламном фильме нет эпизодических ролей Персонаж может и не быть главным действующим лицом, но роль, которую играет актер, равна по значимости любой другой Это парадоксальное с точки зрения художественного кино положение требует подбора типажных актеров на все без исключения роли Это вызвано еще и тем, что актер, играющий в рекламном фильме, должен суметь обозначить образ в считанные секунды и заинтересовать своим персонажем зрителя
        Поскольку в рекламе очень часто используют «звезд» кино, рассмотрим такое понятие, как амплуа актера Амплуа в переводе с французского означает «применение», т е применение актера в соответствующих его дарованию и внешним данным ролях В книге К С Станиславского «Становление речи» приводится следующая классификация мужских амплуа: фат; простак; резонер; любовник; герой; комик
        Женские амплуа следующие: комическая старушка; гранддама; травести; инженю; героиня; субретка
        Герой (героиня) — центральный персонаж, исполнитель ведущих ролей Выделяют разновидности этого амплуа — драматический герой, комедийный герой; получили распространение специфические разновидности термина: герой-любовник, герой-резонер, герой-фат, герой-неврастеник («Преступление и наказание»), характерный герой, бытовой герой Были и возрастные амплуа — молодой, пожилой
        Гранд-дама (от фр «знатная дама») амплуа актрис в роли немолодых, но знатных женщин
        Инженю (от фр «наивная») — роли молодых, наивных, обаятельных девушек, глубоко чувствующих Различают инженю драматических, лирических Это девушки лукаво-озорные, шаловливо-кокетливые, обладающие своеобразным юмором К инженю близко амплуа «молодых героинь», субреток
        Комик — актер, исполняющий комедийные роли
        Субретка — амплуа бойкой, остроумной, находчивой, лукавой служанки, помогающей своим господам в их любовных интригах
        Фат (от лат «глупый») — роли самовлюбленных и ограниченных людей
        Любовник — роли юношей, молодых мужчин, обладающих красотой, благородством, умом, любящих или являющихся предметом любви Различают амплуа: герой-любовник (Ромео), комический любовник (Бенедикт из «Много шума из ничего» У Шекспира)
        Простак — исполнитель ролей простодушно-наивных или недалеких (порой кажущихся таковыми) людей (Иван-дурак в русских народных сказках)
        Резонер — актер, исполняющий роли рассудочных людей, склонных к риторическим декларациям Он высказывает мысли автора по поводу изображенных событий, дает моральные оценки поступкам других лиц
        Травести (от фр «переодеваться») — актриса, исполняющая роль мальчиков, подростков, девочек, а также роли, требующие в определенные моменты действия переодевания в мужской костюм
        Несмотря на то что этой классификации уже более ста лет, она до сих пор не утратила актуальность, и мы с удовольствием узнаем за описаниями амплуа и героев книг, и наших любимых актеров

        Вопросы и задания для самопроверки
    1. Каким образом в рекламном фильме происходит обрисовка черт характера персонажа?
    2. Как следует подбирать актеров на роли в рекламном фильме?
    3. Дайте определение понятия «амплуа».
    4. Какие существуют мужские амплуа согласно классификации К.С. Станиславского?
    5. Какие женские амплуа согласно классификации К.С. Станиславского вам известны?
    6. Дайте определение амплуа «герой (героиня)».
    7. Дайте определение амплуа «фат».
    8. Дайте определение амплуа «травести».
    9. Дайте определение амплуа «инженю».
    10. Дайте определение амплуа «субретка».
  •