-
25.08.2009
-
Автор: Захаров Дмитрий Геннадьевич
Маркетинговая служба сети ТЕХКОНТРОЛЬ провела исследование сезонности спроса на услуги автосервиса. Полученные результаты сопоставлялись с фактическим материалом автосервисов - партнеров сети ТЕХКОНТРОЛЬ. Понятие высокого сезона связано с сезонным повышением интереса к соответствующей сфере жизни или бизнеса. Так высокий сезон в туризме для Санкт-Петербурга начинается в конце апреля - начале мая и заканчивается плавным спадом в сентябре - октябре. Автосервис, безусловно, имеет свой высокий сезон, отмечаемый повышенным интересом автовладельцев к услугам авторемонта.
В сфере авторемонта существуют четко выраженные сезонные колебания спроса. При этом различные СТО дают разные данные по динамике изменения спроса в течение года. Всеми отмечается всплеск интереса к автомобилям в марте и апреле - так называемое "весеннее обострение", но это скорее касается продаж а/м, а не авторемонта. Интерес автомобилистов к автосервисам имеет максимальное значение в феврале и затем всю весну плавно снижается. На переломе весна-лето кривая интереса достигает годовых минимумов и остается на этом уровне вплоть до сентября. В сентябре начинается уверенный рост с перерывом на новогодние праздники, который продолжается до февраля. Если говорить о количественных характеристиках сезонных колебаний, то уровень февраля в полтора раза превышает уровень августа.
Динамика сезонного роста спроса отличается по видам работ. Так, в отличие от большинства видов авторемонта, ремонт глушителей не имеет сезонных колебаний, зато испытывает небольшие скачки и падения ежемесячно. Посмотреть графики спроса по видам работ можно на сайте партнерской сети.
С практической точки зрения анализ интереса к услугам автосервиса с разбивкой по видам работ представляет значительно больший интерес, поскольку, имея дело с конкретикой, мы сразу переходим от "средней температуры по больнице" к рассмотрению состояния рынка в определенном сегменте, для которого действуют совершенно конкретные факторы, выявление которых как раз и позволяет управлять загрузкой СТО, или хотя бы понимать откуда дует ветер.
Практический подход: зачем нужны маркетинговые исследования.
Рынок порождает множество мифов, которые имеют свойство распространяться через перепечатки и пересказы. Многочисленные публикации "голодных" на актуальные данные СМИ порождают ощущение достоверности искаженной, перевранной информации. Сила печатного слова такова, что мы начинаем наперекор собственному опыту принимать за руководство к действию утверждения неспециалистов, являющиеся повторением чужих мнений. Конечно, в основе любого мифа, как правило лежит факт. Известно также, что факты имеет смысл рассматривать только в контексте.
Хула клиента на автосервис за некачественно выполненную работу вполне может быть вызвана некоторым фактом. Но при рассмотрении совокупности событий, сопутствующих этому факту, вполне может оказаться, что работу выполнил не тот, не тогда, и вообще ремонтировали ходовую, а у клиента отвалился глушитель.
В качестве аксессуаров разговорного жанра мифы никому не мешают, но беда в том, что на основе общепринятых представлений порой принимаются бизнес-решения. Например, решение осваивать ремонт автоматических коробок передач, принятое на основании утверждения, что количество машин с автоматической коробкой неуклонно растет. Для взвешенного решения необходимо еще учесть степень "ломаемости", а также конкурентную ситуацию на локальном рынке - т.е. потребность в услуге.
Исследования позволяют выявить услуги, по которым спрос превышает предложение. Конечно, для этого требуется изучить не только спрос, но и предложение, имеющееся на рынке. В ходе изучения спроса на услуги автосервиса, в частности, была выявлена услуга, интерес к которой растет невзирая на сезонность. Речь идет об удалении вмятин без нарушения лакокрасочного покрытия по технологии PDR. За последние 11 месяцев наблюдается стабильный рост интереса к услуге, который в относительном исчислении увеличился вдвое с сентября 2008 года по август 2009 года.
Практический смысл этой информации состоит в том, что освоение технологии PDR на базе действующих автосервисов почти наверняка будет успешным с точки зрения востребованности клиентами.
Пренебрежительное отношение мэтров кузовного ремонта к новой технологии из-за ее очевидной "косметичности" не способно переломить ситуацию. Фактически мы имеем дело с социальным заказом - клиент хочет, чтобы его автомобиль привели в порядок без покраски. И если за дело не возьмутся опытные кузовщики, то технологию освоят слесарные автосервисы, или будут созданы специализированные станции устранения вмятин без покраски.
Среди партнеров сети ТЕХКОНТРОЛЬ есть автосервис, освоивший технологию PDR - компания "АВМ", и готовый делиться с коллегами своими наработками.
Материал предоставлен пресс-службой сети ТЕХКОНТРОЛЬ