Bluetooth-реклама: новые возможности или старые вопросы?     Каждый современный маркетолог находится в постоянном поиске новых способов и средств

Bluetooth-реклама: новые возможности или старые вопросы?


    Каждый современный маркетолог находится в постоянном поиске новых способов и средств коммуникации со своей целевой аудиторией. За последние годы появилось множество различных технологий, дающих компаниям возможность вести диалог с потребителями тет-а-тет. Одной из них стало направление так называемого proximity или "ближнего" маркетинга, развивающегося в рамках BTL.

    Суть proximity состоит в том, что человек получает маркетинговую информацию по мере своего приближения к тому или иному объекту. Например, проходя мимо парикмахерской, вы могли бы узнать, какие в ней цены и спецпредложения на сегодня. Плюсы такого вида таргетинга (географического) очевидны. Используя его, рекламодатели получали возможность:
    1. Взаимодействовать с покупателями в местах их скопления.
    2. Предлагать продукт там, где клиентам не придется совершать дополнительных действий (например, ехать на другой конец города), чтобы купить его.
    3. Донести до посетителя максимум информации о товаре и тут же провести его демонстрацию.
    4. Повысить эффективность рекламных инвестиций, нацеливая рекламный бюджет на тех, кто более всего готов приобрести товар.
    Надо отметить, что описанный подход имел и вполне ощутимые недостатки: при массовом использовании он с легкостью мог стать слишком назойливым (представьте, что на вас обрушился целый поток сообщений), а это могло оттолкнуть клиента. В некоторой степени решить эту проблему помогли опять-таки высокие технологии. В данном случае bluetooth.

Новые возможности
    Напомним, что bluetooth - это технология, позволяющая абсолютно бесплатно передавать любые виды информации между мобильными устройствами на расстояние до 50 метров. Большинство современных мобильных телефонов оснащено такой функцией. Сейчас bluetooth в основном используется для подключения аудиогарнитур, обмена картинками, электронными визитками, играми, видеоклипами и аудиороликами между мобильными телефонами. Bluetooth можно сравнить с радиоприемником, если человек хочет получать информацию таким образом, он включает режим "видимости для других bluetooth-устройств", оставляя за собой право отклонять или принимать те или иные сообщения. Если же он вообще не хочет ничего получать - он включает режим "невидимый".
    Основные плюсы этой технологии с точки зрения маркетинга состоят в ее бесплатности и простоте передачи данных.
    Назовем дополнительные возможности, которые предоставляет bluetooth при решении задач "ближнего" маркетинга:
    1. Рекламодатели получили возможность размещать свои предложения на самом используемом человеком устройстве - мобильном телефоне.
    2. Через bluetooth можно передавать самую разную информацию:
  • Анимированные баннеры, каталоги продукции, презентации товаров.
  • Видеоролики, рекламные клипы, развлекательные и музыкальные клипы.
  • Бонусы, скидки, электронные билеты, штрих-коды.
  • Аудиокниги, голосовые приветствия, фирменные звонки для телефона.
  • Электронные визитные карточки, контакты компании.
  • Бесплатный доступ к сети интернет, базам мобильного контента, мобильным сервисам.
        3. Доставка рекламного контента через bluetooth бесплатна, так как рекламодателям не надо прибегать к услугам мобильных операторов.
        4. Инструменты bluetooth-маркетинга позволили моментально отслеживать эффективность рекламной акции и проводить более четкое таргетирование аудитории по ряду параметров:
  • Географическое местоположение получателя (технология bluetooth работает на дистанциях не более 50 метров от передатчика);
  • Привычки и предпочтения получателей (их можно выяснить за счет отслеживания маршрута передвижения потребителей: их обнаружения передатчиками в разных частях города);
  • Марка, модель и стоимость мобильного телефона.
        5. Новая технология дала некоторые возможности для повышения лояльности покупателей, позволяя бренду постоянно и незаметно узнавать что-то новое о них, предлагая только нужные товары.

        Bluetooth добавляет элемент интерактивности в рекламные кампании, использующие инструменты наружной рекламы, включая рекламу в кинотеатрах, на билбордах, на транспорте, в розничных сетях, на кассах. Предлагая человеку закачать контент рекламодателя на свое персональное, позволю себе термин "интимное", мобильное устройство, рекламодатель в одночасье создает более тесное сотрудничество потребителя с брендом. Это рождает ощущение вовлеченности в процесс взаимодействия с компанией - даже если контакт продолжается всего несколько секунд. В данном случае желание потребителя начать общение мотивируется, прежде всего, любопытством и ценностью предлагаемого контента.

    Кому это надо?
        Наибольшую популярность bluetooth-технологии получили среди компаний, ориентирующихся на работу с массовым клиентом и желающих с одной стороны, повысить эффективность рекламно-маркетинговых коммуникаций, а с другой - накопить базу данных о предпочтениях своих лояльных потребителей. Первыми, кто стал внедрять bluetooth-сети в мире, были:
  • Кафе, бары, клубы;
  • Торгово-развлекательные центры, супермаркеты, магазины;
  • Сети outdoor рекламных конструкций;
  • Метро, аэропорты, вокзалы;
  • Организаторы выставок, конференций;
  • Автомобильные бренды;
  • Высокотехнологичные бренды;
  • Массовые бренды.

        К настоящему времени в Европе, США, Азии и Австралии появились обширные информационные и рекламно-сервисные площадки, эксплуатирующие этот канал распространения информации на мобильные устройства. Крупные бренды, включая Sony Ericsson, Nike, Volvo, Dell, Nokia, Baileys, Coca-Cola, Ford и другие исследуют возможности этой технологии для того, чтобы наладить с потребителями более тесное взаимодействие, когда те находятся в пути на работу, в школу, во время походов по магазинам, в аэропортах, в общественном транспорте и на выставках. Что же касается результатов, то, например, компании Pepsi Co удалось получить отклик в 27% после распространения сообщений на остановках общественного транспорта в американских городах. А компания Dell, реализовавшая мобильную акцию в студенческих кампусах, получила 30% отклик.
        В России, на мой взгляд, bluetooth-технология будет особенно хорошо воспринята женщинами, посетительницами торговых центров, салонов красоты, кинотеатров, баров, кафе, а также станет весьма актуальной в общественном транспорте.
        Планируется, что в ближайшее время основным показателем работоспособности bluetooth, как канала доставки информации, станет количество opt-in передач. Этот показатель схож с традиционным для иных медиаканалов коэффициентом конвертации. Opt-in - не что иное, как соотношение числа принятых сообщений к количеству людей, попавших в зону действия bluetooth-передатчика. Opt-in обладает некоторыми дополнительными параметрами, недоступными традиционным медиа:
  • Уникальность контакта,
  • Повторение контакта,
  • Точное число контактов, включая такие характеристики, как время и место попадания мобильного устройства в зону действия сети bluetooth, а также перечень переданного мобильного контента.

    И старые вопросы
        Как уже упоминалось выше, в использовании инструментов "ближнего" маркетинга сокрыт ряд опасностей. Начиная bluetooth-общение со своими клиентами, вы должны четко определить для себя три фактора:
  • Получатели сообщения позитивно относятся к вашему бренду;
  • Они четко понимают ценность получаемого ими контента;
  • У вас есть возможность таргетирования аудитории по различным параметрам.

        Важно понимать, что само по себе наличие технологии bluetooth не является мотивирующим фактором для получения контента. Желание пойти на контакт должен вызывать в потребителе бренд.
        Ваша bluetooth-активность в равной степени может быть воспринята потребителями и как очередной спам, и как отличная возможность получить полезную информацию. Что получится в итоге - зависит от грамотного планирования. Если потребитель ни с того ни с сего вдруг получит, к примеру, рингтон, то это вряд ли даст какой-либо положительный эффект в отношении того или иного бренда. Более того, распространяемый контент должен создаваться только как логичная и неотъемлемая часть маркетинговой кампании. Именно такой подход поможет установить эффективное взаимодействие с потребителями.
        Еще один важный момент. Не следует воспринимать bluetooth как дешевый в использовании инструмент, играющий роль второго плана в рекламно-маркетинговых кампаниях. Новый медиаканал требует тщательного планирования при выделении таргетированной аудитории, которой будет передан контент в определенное время и в определенном месте. Те рекламодатели и рекламные агентства, которые правильно воспримут эти рекомендации, получат в союзники новый высокоэффективный инструмент маркетингового взаимодействия.
        Ну и конечно, всегда стоит помнить, что при проведении акций bluetooth-маркетинга опасно пренебрегать распространением подробных инструкций для конечных пользователей. К примеру, стоит подробно описать процесс включения bluetooth на мобильном телефоне и сценарии последующего взаимодействия при получении запроса о приеме мобильного контента.


    Алексей Крыловецкий, директор по развитию компании Lexil, www.lexil.ru
    Журнал "Маркетинг Менеджмент", №9 за 2007 год