Рассмотрим способы продвижения интернет-магазина с учетом современных инструментов 2011 года и технологий анализа и взаимодействия с аудиториями
    Рассмотрим способы продвижения интернет-магазина с учетом современных инструментов 2011 года и технологий анализа и взаимодействия с аудиториями покупателей.
    Целью данной статьи является обзор доступных технологий продвижения для различных категорий интернет-магазинов: моно/мульти бренд, широта ассортимента товаров, эксклюзивность на рынке и размер маржи.

    Готовим е-шоп к продажам
    Сейчас можно с уверенностью сказать, что к интернет-магазинам сложился ряд требований, выполнение которых значительно облегчает как продвижение самого магазина, так и анализ действий посетителей. На мой взгляд план минимум выглядит так:
1. Для каждого вида товаров, каждого бренда, каждого товара должна быть своя страница.
2. Каждый товар должен иметь хорошее описание и качественную фотографию.
3. Для товара должно быть указано наличие на складе или срок поставки.
4. С любой страницы кнопка в корзину и "задать вопрос".
5. Специальные условия для этого товара.
6. Возможность совершить заказ без регистрации или по телефону.
7. Отзывы о товаре от покупателей.
8. Автоматическое выключение отображения пустых категорий и недоступных для покупки товаров.

    На сайте должна собираться статистика по посетителям. Так Вы сможете увидеть какие категории товаров наиболее популярны и принимать по ним маркетинговые решения, в первую очередь ценовые.
    Забегая вперед отмечу, что иногда для упрощения анализа эффективности продаж имеет смысл открывать дополнительные магазины, трафик на которые будет литься с конкретных сайтов. Это обуславливает требование масштабируемости к ПО магазина: одна база несколько адресов. Также некоторые магазины используют такие клоны для захвата большей доли в поисковой выдаче.

    Нужен ли бренд е-шопу?
    Вопрос бренда электронного магазина я бы рассматривал с практической точки зрения. Если это первый (новый) магазин, когда главным преимуществом при продажах будет цена и наличие товара, то проводить полноценную рекламную компанию популяризации бренда, как минимум, рано. Достаточно очертить позиционирование магазина и обеспечить наличие (доступность) ассортимента.
    Бизнес модель многих магазинов вообще ограничена размещением позиций в системах сравнения цен.
    Каждый магазин уникален: своя аудитория, свой ассортимент, свои бизнес процессы. Накопление данных о покупателях, их покупках, регионах доставки определит характеристики будущего бренда, его эмоциональное наполнение и каналы коммуникации.
    На первых этапах оправдан безликий образ продавца. Брендинг следует рассматривать как способ увеличения доли рынка и удовольствие это достаточно дорогое. Часто тесное взаимодействие с поставщиками позволяет удешевить этот процесс.

    План минимум - обрастаем мясом.
    Как не крути, а генератором трафика с большой долей выступают поисковые машины. Сразу получить от них отдачу сложно, но и игнорировать их нельзя тоже. С самого начала создания сайта магазина необходимо внести его в поисковники, прогнать по каталогам, попросить вендора внести шоп в списки "Где купить?".
    Если тематика шопа позволяет, то можно разместить информацию о нем в профильных форумах.
    Блог для шопа и использование социальных сетей оправдано при эксклюзивности товаров или монобрендовости ассортимента. В остальных случаях эти атрибуты станут скорее аргументом против шопа ввиду потребности обновления и отсутствия ядра аудитории.

    Начиная работу
    Уже прошли времена, когда в сети было только 1000 сайтов и люди серфили по сети только из любопытства. Сейчас внимание посетителей стоит денег. Типичными считаются такие способы старта как вывод в ТОП поисковой машины, покупка контентной (контекстной) рекламы, размещение товаров в системах сравнения цен, покупка рекламы на сайтах.
    Эффективность любой рекламы для интернет-магазина измеряется в конверсии, т.е. отношении количества покупок к количеству переходов. В зависимости от товара конверсия может изменяться от 10% (1 покупка на 10 переходов) до 0% (нет покупок вообще).
    На мой взгляд самое главное в продвижении магазина, особенно нового, это контролировать "точку безубыточности", когда затраты и минимальная прибыль окупаемы. Вот здесь и пригодится упомянутая ранее возможность создать один магазин на разных адресах: один адрес для каждого канала продвижения: СЕО, Гугл, Яндекс - как самые популярные.

    Опираясь на свой опыт, я бы советовал следующую стратегию:
    выбираются популярные позиции и по ним делается целевая рекламная компания в поисковых машинах, причем исключительно на поиск. Запросов будет немного, но они будут самыми целевыми, следовательно, наиболее окупаемы. С периодичностью раз в неделю имеет смысл просматривать поисковые запросы, по которым показывались объявления, чтобы добавить минус слова, если запрос искажен.
    Использование СЕО - индивидуально для каждого магазина, есть ряд категорий, где SЕО уже к сожалению не эффективно, поскольку конвертируемость трафика нулевая.
    Размещение товаров в системах сравнения цен позволяет привлечь покупателей с самой высокой готовностью к покупке. Перед размещением следует продумано выбрать систему сравнения цен: приемлемое количество конкурентов по товарам должно быть в пределах 3-5. Меньшее количество или отсутствие конкурентов говорит о непопулярности товаров у посетителей агрегатора, при большем количестве предложений - легко потеряться.
    Выбор систем размещения зависит от размера доступного рекламного бюджета. Стандартом является плата за переход в размере 5-15 центов. Иногда есть небольшая абонплата 5-10 долларов. Начинающие системы сравнения цен ограничиваются абонплатой без покликовых платежей.

    Интегрированные коммуникации
    Главным преимуществом Интернет есть возможность учета действий каждого посетителя на сайте. Более того есть ряд инструментов коммуникации с посетителем и после его посещения сайта: это инструмент ремаркетинг от AdWords. Суть использования этот инструмента состоит в том, что на сайте магазина размещается код и каждый посетитель получает "метку". Рекламу в AdWords можно нацелить только на тех посетителей, которые имеют метку с сайта магазина. Так можно дополнительно увеличить конверсию "вернув" часть посетителей.
    Так, например, размещение рекламы на сайтах с большим трафиком (выкуп остатков) с порой значительными скидками, дает аудиторию для дальнейших коммуникаций.
    Любая реклама не зависимо от стоимости и охвата должна быть проанализирована с точки зрения прибыльности и результативности для продаж. Хорошим инструментом для такой оценки является Гугл Аналитикс, позволяющий анализировать конверсии и транзакции посетителей.

    Выводы
    "Среднебольничное" распределение трафика выглядит так: 30% дают поисковники, 30% агрегаторы прайс-листов. Не все позиции имеет смысл даже продавать отдельно, не то чтобы их рекламировать.
    Нынешние возможности рекламы в сети кажутся безграничными, однако это далеко не так, с точки зрения окупаемости. Размещая рекламу везде легко просто потратить деньги.
    Вдумчивый подход состоит в анализе каждого рекламного средства, отслеживания конверсии по товарной позиции, грамотное формирование ассортимента. Другими словами эра витрин закончилась. Наступает эра бэк офиса с анализом.


Владимир Самойленко, vlad@peredovik.org
РА "Передовик Пропаганды"
http://www.peredovik.org