Как устроить в магазине промомероприятие товару, не снимая его с полки, без привлечения промоуторов, спецстоек, раздачи образцов, дегустаций и
    Как устроить в магазине промомероприятие товару, не снимая его с полки, без привлечения промоуторов, спецстоек, раздачи образцов, дегустаций и наружной рекламы?.. Резко возросшая в последнее время роль промоакций в продвижении товара превратила процесс тривиальной переупаковки товара на складе для продажи мелким оптом в высокоэффективный маркетинговый инструмент - co-packing
    Большинство бизнес-технологий пришли к нам с Запада. Не является исключением и co-packing (от английских - complect (соединять, сочетать) и packing (упаковка)) - формирование и упаковка близких по ассортименту товаров в комплекты (далее - копакинг). С приходом же в нашу жизнь крупных торговых сетевых форматов спрос на объединение нескольких товаров в одну упаковку значительно возрос. Также появилась необходимость привлечения внимания покупателя к определенному продукту не только способами эффективного дизайна упаковки и мерчандайзинга, но и с помощью промоакций. Так, со временем мелкооптовая упаковки товара на складе превратилась в отдельный маркетинговый инструмент и стала активно использоваться мультинациональными компаниями в промомероприятиях.

    Что делать
    Задач в маркетинге не мало. Вот одна из них. Например, вам нужно представить новый вкус чая и привлечь к нему внимание покупателей? Вроде бы механизм понятен, в местах продаж, можно, например, устроить дегустацию или семплинг образцов продукции. И все-таки, что же делать?
    Ведь привлечение промоперсонала в подобной акции влечет и определенные затраты:
    1. Оплатить работу промоутеров
    2. Предоставить образцы продукции и все расходные материалы
    3. Напечатать POS - информационные материалы
    4. Оплатить букинг
    5. Разработать и оплатить пошив промоформы
    6. Купить промостойки
    7. Написать "речевку" промоутерам, а иногда и провести тренинг
    8. Оплатить вознаграждение агентству

    Оправдает ли эффективность промоакции все затраты, связанные с ее проведением?
    Как альтернатива с наименьшими затратами вас может выручить копакинг. Вот основные маркетинговые задачи, решаемые при помощи его инструментов:
  • создать спрос при выходе новой торговой марки
  • представить постоянным покупателям новый вид продукта
  • увеличить фейсинг продукта на торговых полках
  • сделать "отстройку" от конкурентов
  • увеличить оборачиваемость товара и уменьшить складские запасы
  • продать товар с ограниченным сроком годности
  • повлиять на увеличение спроса в период сезона активных продаж
  • удержать стабильность продаж в период спада сезонной активности повлиять на лояльность покупателя.

        Расходы на копакинг будут значительно ниже, а результаты роста объема продаж вы можете оценить фактически сразу. Конечно, это лишь один из примеров, где копакинг как инструмент абсолютно актуален. В маркетинге существует широкий ряд задач, на которые вы всегда можете применять это эффективное решение. Для примера рассмотрим такой вариант: 1-2 пачки чая + пробник с новым вкусом + стикер = в прозрачную пленку упакована пачка чая с пробником и информацией "Новый вкус в подарок".
        Ваши затраты будут определены следующим перечнем действий:
        - Предоставить образцы продукции и все расходные материалы
        - Оплатить стикер или листовку с информацией
        - Оплатить работу копакинга

        Механизмы маркетинга
        На каждую проблему существует множество маркетинговых механизмов для промомероприятия, главное, они должны быть понятны потребителю и просты в использовании. Рассмотрим некоторые из них.

        Механизм №1
        "Купи 6 штук по цене 5" или "Купи 3 упаковки - 4 -я в подарок"
        Количество подобного набора зависит от стоимости самого продукта и объема обычной единовременной покупки. Поэтому лучше на этапе расчета акции предварительно провести фокус-группы с потребителями вашего продукта по следующей теме: "При какой цене за упаковку покупатель действительно почувствует для себя выгоду?" Владея этой информацией, вы можете оптимально подобрать количество SKU в одной упаковке.

        Упаковочное решение
        1. Метро-юниты - мелкооптовая упаковка из полимерных или картонных материалов для одинаковых SKU. Такое упаковочное решение весьма интенсивно и успешно использует торговая сеть Metro C&C, производители напитков, консервов, йогуртов. Мы можем видеть в магазинах метро-юниты соков "Добрый", "Любимый сад", газированные напитки Coca-Cola и PepsiCo, пиво Miller и многие другие.
        2. Мультиупаковка - упаковка нескольких SKU более мелкого формата.
        Чаще используется упаковочное решение - флоу-пак, позволяющее за счет нескольких товарных единиц увеличить фейсинг и количество товара в одной покупке. Причем, использование отверстия "еврослот" позволяет эффективно представить товар на кронштейнах дополнительного оборудования в прикассовой зоне. Мультиупаковку активно используют производители жевательных резинок, драже и леденцов: Wrigley и Dirol.

        Механизм №2 "Подарок за покупку"
        Смысл данного решения заключается в моментальной доставке подарка до покупателя, минуя промоперсонал, к которому нужно подойти после совершения покупки, предоставить чек и только тогда получить подарок. А инстант-приз комплектуется вместе с товаром, поэтому покупатель сразу получает предлагаемый подарок. Обычно используются прозрачные полимерные материалы, для того, чтобы продукт и подарок были хорошо видны покупателю, и он также мог сразу оценить выгодность покупки. При формировании такого набора подарок может быть различным: от простого магнита и брелока до сопутствующего товара. Важно, чтобы его невозможно было получить без покупки или без разрыва и порчи первичной упаковки. Поэтому необходимо использовать антивандальные материалы.

        Упаковочное решение
        1. Продукт и подарок упаковываются в прозрачную пленку с информацией о промоакции. Такое упаковочное решение использует компания Nestle, формируя банку кофе и фирменную кружку в один набор.
        2. Вкладывание приза (если возможно) в коробку с продуктом и информирование покупателя о промоакции с помощью стикера. Например, в пачку чая Ahmad Tea вкладывается фирменная чайная ложка и, приобретая этот чай, покупатель может со временем собрать весь набор.
        3. Прикрепление подарка к товару стикером со специальным покрытием или супер-клеем, чтобы уберечь призы от вандализма.
        Топперы - полимерные прозрачные крышки, надеваемые на различную форму упаковки, со съедобным наполнителем внутри, который добавляется и употребляется вместе с продуктом.
        Решения с прикреплением магнита или трубочки к нескольким упаковкам йогурта и топперы на пластиковых стаканчиках, наполненные мелким печеньем или колечками активно использует компания Danone для бренда "Растишка". Такой копакинг превращает продукт в игрушку и становится очень привлекательным для детей.

        Механизм №3 "Лотерея и розыгрыш призов"
        Условия проведения лотереи могут быть различными. Выбор варианта зависит от маркетинговых целей компании и фантазии ее креаторов. Например:
        1. "Покупай продукт - собери определенное количество упаковок - пришли почтой - получи приз"
        Компания Sun Interbrew в продвижении пива "Клинское" использовала специальные пробки на бутылке с призовым знаком. Danone в условиях акции для бренда Actimel применяет не только крышки от бутылочек, но и специальные фишки в упаковке.
        В таком случае промоупаковка объединяет несколько продуктов. Это особенно актуально, если она информирует покупателя об условиях конкурса и вовлекает в участие при продвижении продукта мелкого формата.
        2. "Купи упаковку - найди индивидуальный код - вышли SMS с номером кода - получи приз"
        В данном варианте нужно предусмотреть, чтобы промоупаковка надежно защищалась от несанкционного вскрытия упаковки и использования кода. Поэтому даже на код наносится специальный защитный слой. Такой механизм и упаковочное решение успешно применяется, например, компанией Wrigley.

        Механизм №4 "Подарочный набор"
        Данный механизм позволяет в одной упаковке представить несколько SKU разных видов, которые могут дополнять друг друга. Такой вариант промомероприятия широко используют, как и на продовольственные, так и непродовольственные товары. Покупатель может его подарить или использовать в комплексе. Особенно популярен такой механизм промоакции в предпраздничные дни.
        Но теперь непременно возникает следующий закономерный вопрос: "каким образом мы можем воплотить копакинг в жизнь и использовать его в продвижении?"

        Воплощение
        Вариант 1 - Обратиться в специализированную компанию
        Сейчас на рынке уже появились компании, которые специализируются на копакинге. Некоторые даже имеют не только складскую площадь и небольшие площадки под копакинг, но и свое производство со всем необходимым оборудованием, расходными материалами и персоналом. Если у вас длительные промоакции с несколькими операциями и вы готовы платить за аутсорсинг, этот вариант для вас. Только учтите, что вам еще необходимо будет оплатить логистику товара до производства и обратно, а также, возможно, и дополнительную тару.
        Вариант 2 - Сделать копакинг на складе собственными силами
        В этом случае вам необходимо позаботиться о площадке на складе, найме временного персонала (упаковщиков), покупке термо-туннелей (если вы будете использовать пленочные материалы), продумать схему подачи и выхода товара на оборудовании, закупке всех необходимых расходных материалов, разработать регламентирующую документацию и, конечно, управлять всем этим процессом. Но в данной ситуации вы можете значительно сэкономить на логистике и стоимости операции, если промоакции в формате копакинга проводятся достаточно часто и являются частью вашей маркетинговой стратегии, результаты обязательно оправдают вложенные средства.
        В любом случае вариант воплощения копакинга в жизнь выбирать вам, поэтому кратко поговорим о материалах используемых в копакинге. Самыми распространенными считаются полимерные термоусадочные материалы и картон.

        Материалы
        Если вы выбрали термоусадочные полимерные материалы, то учитывайте свойства пленок, которые должны выдержать нагрузку при транспортировке и складировании. Каждый вид пленки имеет свою плотность, прочность сварного шва на разрыв и прозрачность. Поэтому выбор материала часто зависит от веса и формы промонабора. Если упаковываемый товар при комплектовании имеет острые углы и вам необходима прозрачность, лучше использовать полиолефин (ПОФ), если набор имеет большую массу - полиэтилен (ПЭ), самая высокая прозрачность у полипропилена (ПП). Поливинилхлорид (ПВХ) - наиболее распространенный и универсальный материал, так как обладает всеми выше перечисленными свойствами. Также на него достаточно хорошо ложится цветная печать, поэтому иногда он используется в форме слив-рукава, когда пленка обтягивает продукт (например, банки), а его верх и низ остаются открытыми.
        Конечно, пленка с печатью будет стоить дороже, но в свою очередь она позволит вам сохранить фирменный стиль, и будет восприниматься как единая упаковка.
        Картон - самый традиционный материал для копакинга, так как он очень удобен при комплектовании готовой продукции в гофро-короба и выкладке на полке. Также цветная печать на картоне позволит вам дать максимум информации о промоакции, сохранить фирменные цвета и сэкономить на дополнительных вложениях в виде листовок или промонаклеек.

        Эффективность
        Конечно, эффективность копакинга с точки зрения маркетинга, неоспорима и используется фактически всеми крупными компаниями. Вот лишь некоторые из них: Danone, Mars, Wrigley, Nestle, Coca-Cola, Ahmad Tea, Valio, Perfetti Van Melle, Wimm-Bill-Dann, Coca-Cola PepsiCo и Procter&Gamble.
        Преимущества данного инструмента продвижения очевидны и неоспоримы. Во-первых, в арсенале компании появляется еще один инструмент, с помощью которого можно ускорить выход на покупателя и выделиться на фоне конкурентов. Во-вторых, копакинг - это более экономичный вид промоакции, чем промомероприятия с участием персонала. Соответственно, маркетинговый промобюджет расходуется более эффективно. В-третьих, покупатель не испытывает давления со стороны промоутера и может сам оценить выгоду покупки и принять решение. И, наконец, объем продаж по минимальным меркам возрастает на 20-50% в зависимости от поставленной задачи, вида промоакции, объема продукции, участвующей в копакинге и правильности упаковочного решения.


    Автор: Любовь Бушуева
    Статья была опубликована в журнале Продвижение Продовольствия №1(3) 2009