Интернет-маркетинг - это не только онлайн-реклама и SEO. Помимо этих хорошо известных инструментов, в интернете сегодня широко применяются и многие другие методы и техники.

Среди них особый интерес представляют SERM и SMO, в Рунете пока еще не слишком популярные, однако давно взятые на вооружение западными специалистами.

Аббревиатура SERM расшифровывается как Search Engine Reputation Management - управление репутацией в поисковых системах, а SMO означает social media optimization, то есть оптимизацию под социальные сети.

О том, что это и зачем нужно - ниже.

 

Цели SERM

 

Задача SERM заключается в улучшении репутации коммерческих организаций посредством методов SEO. При этом под репутацией подразумевается не нечто абстрактное, а вполне конкретные оценки и мнения людей, передаваемые посредством форумов, блогов, каталогов отзывов и других онлайн-ресурсов.

Негативная информация о компании, занимающая первые позиции в выдаче поисковых систем, - это серьезный повод для потенциальных клиентов и партнеров задуматься о том, стоит ли вообще связываться с компанией.

Совсем другое дело, если подобная информация окажется где-нибудь на десятой странице выдачи, куда добираются лишь отдельные пользователи, а ее место займут положительные отзывы. Именно для этого и применяются методы SERM.

Типичный комплекс работ по улучшению репутации в поисковых системах включает в себя:

  • распространение в интернете информации, положительно характеризующей компанию;
  • устранение негативной информации с первой страницы результатов поиска;
  • повышение позиций положительных отзывов в выдаче;
  • создание позитивного и уменьшение негативного PR.

 

Виды негатива

 

Негативная информация о компании может быть самой разной, однако чаще всего она имеет форму пользовательских отзывов о продуктах с перечислением их преимуществ и недостатков.

Недостатки, как и подобные отзывы в целом, далеко не всегда бывают реальными - нужно помнить, что конкуренты не спят, и многие из них не гнушаются нечестных приемов. Именно черный PR представляет для компаний наибольшую угрозу.

 

Качественный контент

 

В то время как негативная информация, публикуемая без злого умысла, как правило, не носит массового характера, спланированные атаки конкурентов могут приобретать огромный размах.

Черному PR компании разных типов подвержены в разной степени. Проще всего разрушить репутацию коммерческих организаций, работающих в сфере здравоохранения, детских товаров и товаров для животных, где малейший негатив способен отпугнуть клиента.

Также от черного PR сильно страдают отели, банки и операторы мобильной связи, претензии к которым имеют многие клиенты, что способствует распространению негативной информации. Еще одна группа риска - производители электроники и бытовой техники, отзывы о которой перед покупкой читают многие покупатели.

Для обнаружения отрицательных отзывов необходимо проводить регулярный мониторинг поисковых систем, подобно тому, как PR-менеджеры отслеживают информацию в СМИ.

Запросы для поиска подобрать несложно - это, прежде всего, сочетание слова "отзыв" с названием бренда или товара и другие подобные комбинации.

Выполнять мониторинг желательно еще до появления первых проблем - гораздо проще предотвратить ущерб, чем восстанавливать уже подпорченную репутацию.

 

Методы SERM

 

Основной метод борьбы с негативом - это публикация большого количества положительной или даже нейтральной информации о компании и ее продуктах с последующим продвижением.

Места размещения такой информации зависят от тематики - это могут быть специализированные сайты, каталоги отзывов, социальные сети и даже онлайн-СМИ. Привлечение к работе профессиональных журналистов - весьма эффективный прием, хотя подходит он не для всех случаев.

Для продвижения позитивной информации в топ поисковых систем используются стандартные инструменты SEO. При этом нужно учитывать, что негативные отзывы зачастую ранжируются лучше позитивных, а потому число последних должно быть выше.

Порой для достижения намеченной цели на один отрицательный отзыв приходится писать больше пяти позитивных.

К сожалению, негатив со временем может повторно подниматься на верхние позиции, поэтому работа по его устранению должна проводиться регулярно.

 

Цели SMO

 

Задача SMO - привлечь на сайт целевых посетителей из социальных сетей. Наилучшим образом SMO подходит для часто обновляемых ресурсов, таких как блоги. Многие считают, что блоги - это единственная сфера применения SMO, однако в действительности это не так.

По своим методам SMO напоминает SEO, однако оптимизация под социальные сети направлена не на поисковые системы, а на людей. Основные способы достижения поставленных целей в рамках SMO - это публикация интересного оригинального контента, создание удобного оформления сайта и взаимодействие с аудиторией, однако этим, естественно, оптимизация не ограничивается.

SMO нередко путают со схожим понятием SMM (social media marketing, маркетинг в социальных медиа). Тем не менее, различия между этими двумя инструментами интернет-маркетинга значительны.

Если SMO - это работа с сайтом, то SMM представляет собой комплекс действий, направленных на взаимодействие с аудиторией во внешних социальных ресурсах. SMM и SMO могут использоваться вместе - для привлечения посетителей в сообщества в социалках.

Некоторые специалисты рассматривают SMM как составную часть SMO, однако с этим согласны далеко не все.

 

Качественное продвижение сайта

 

Методы SMO

 

Правильное применение методов SMO ведет к росту количества ссылок из социальных сетей и блогов. При грамотном подходе к оптимизации под соцсети этот процесс происходит лавинообразно. Сегодня для достижения такого результата необходимы:

  • Качественный контент. Оптимизация под социальные сети невозможна без интересных пользователям материалов. Подача информации должна создавать вирусный эффект, чтобы читатели стремились поделиться контентом со своими друзьями.
  • Возможность легкого экспорта контента. Сайт, оптимизированный под социальные сети, должен располагать набором инструментов, упрощающих перенос контента в блоги, социалки и на другие площадки. К таким инструментам относятся кнопки социальных сетей, e-mail-рассылки, гаджеты сайта для блогов и прочее.
  • Дружелюбный интерфейс и дизайн. Необходимо сделать сайт максимально удобным и понятным, чтобы максимально снизить число уходов пользователей. Здесь имеет значение все: начиная от размера и типа шрифта и заканчивая структурой разделов. Чтобы пользователь задержался на сайте подольше, следует расположить в видном месте список самых интересных материалов.
  • Активное общение. Важно поддерживать и развивать на сайте активное общение, принимая участие в дискуссиях, отмечая лучших комментаторов и своевременно удаляя спам.

Среди всего перечисленного первостепенное значение имеет контент. К нему в SMO предъявляется ряд требований. Прежде всего, контент должен быть уникальным и интересным, являть собой не сухое изложение фактов, а яркий, живой текст, побуждающий читателя поделиться собственными мыслями.

Обновлять сайт необходимо часто - новые материалы на ресурсе должны появляться как минимум два-три раза в неделю, причем их объем должен быть не меньше пяти абзацев. Важна также тематичность публикаций.