Возвращение рекламы на платные телеканалы, законопроект о повторном запрете рекламы алкоголя на ТВ и другое.

Реклама вернется на платные телеканалы с российским контентом

27 января депутаты Госдумы приняли в третьем чтении законопроект о рекламе на платных телеканалах, транслирующих не меньше 75% российского контента. Днем позже закон одобрил Совет Федерации.
С предложением вернуть рекламу на спутниковые и кабельные каналы с преобладанием отечественного контента выступила депутат Госдумы, сопредседательница центрального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ) Ольга Тимофеева. Свою инициативу Тимофеева объяснила необходимостью поддержать муниципальные и региональные каналы. Именно они больше всего пострадали от запрета на рекламу на платном ТВ, вступившем в силу 1 января 2015 года.
«Весь этот месяц телевизионные журналисты страны, телевизионные компании страны, которые вещали в кабеле или спутнике, но в первую очередь я говорю о муниципальных и региональных небольших каналах, которые десятками лет существовали на своих территориях, перешли на современный способ доставки сигнала, они ждут понимания, что они смогут выжить, они смогут остаться в профессии, и в принципе сегодня они смогут, будучи негосударственными, не просто зарабатывать, а давать объективную информацию, которая сегодня есть», – рассказала депутат.
Законопроект сразу же поддержали в комитете Госдумы по информационной политике. Глава комитета Леонид Левин пообещал сделать все возможное, чтобы закон был принят как можно скорее. По его словам, для многих телеканалов, столкнувшихся с резким падением доходов, счет шел буквально на дни.
В итоге законопроект был принят в первом чтении уже 23 января. Первоначально его действие должно было распространяться только на телеканалы со 100% российским контентом, однако позже депутаты решили снизить минимальную планку до 75%. Сделано это было, прежде всего, в интересах федеральных кабельных каналов.
«Если сегодня мы стоим на защите в первую очередь муниципалов и регионалов, то их эта поправка касается в меньшей степени. Как правило, городской муниципальный канал показывает местные новости, местные беседы, местные программы. Там явно нет ни фильмов, ни политических иностранных программ. Поэтому в большей степени эта поправка касается федеральных кабельных каналов», – цитирует Ольгу Тимофееву телеканал «Дождь».
Чтобы принять новый закон, депутатам пришлось дать определение понятию «национальный продукт средства массовой информации». Таким продуктом был признан телевизионный контент, производство которого было как минимум наполовину профинансировано за счет средств российских компаний.
Тем временем запрет на рекламу на платном ТВ уже начал приводить к закрытию иностранных каналов. Так, 23 января о своем уходе с российского рынка объявила компания Universal Networks International (UNI). Будучи подразделением американской вещательной компании NBC Universal, UNI владеет такими каналами, как DIVA Universal, Syfy Universal и Universal.
Другие иностранные вещатели пока не намерены уходить с российского рынка. Viasat продолжит вкладывать средства в развитие своих платных каналов в России, а Viacom, работающая в стране уже 15 лет, заявила о заинтересованности в дальнейшем развитии своего российского бизнеса.

Депутаты от ЛДПР хотят вернуть запрет на рекламу алкоголя на радио и ТВ

Депутаты от фракции ЛДПР внесли в Госдуму законопроект, восстанавливающий запрет на рекламу алкоголя на радио и телевидении. Ранее данный запрет был частично снят для вина и пива российского производства, однако в ЛДПР сочли, что это было сделано преждевременно и с нарушениями регламента.
По мнению авторов инициативы, реклама алкогольных напитков, даже отечественного производства и только в ночное время, опасна для здоровья нации. «Очевидно, что законодательное расширение условий рекламы алкоголя недопустимо без обстоятельного и всестороннего анализа негативных последствий для здоровья нации», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Вместе с тем эксперты считают, что в повторном введении запрета нет особого смысла, и проблему алкоголизации общества таким способом не решить. «Проблему можно решить только изменив структуру потребления: с крепких напитков на менее крепкие. Пиво в российском понимании алкоголем не является, поэтому оно в ближайшее время вряд ли способно стать альтернативой крепкому спиртному. А вот вино – может, вполне», – цитирует руководителя Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя Вадима Дробиза «Российская Газета».
Эксперты также отмечают, что, несмотря на снятие запрета, ожидать засилья рекламы алкогольных напитков на телевидении не стоит. Почти все российские производители вин – это небольшие компании, которые попросту не могут себе позволить размещение дорогостоящей телевизионной рекламы. Те же крупные производители, которые имеют достаточно средств для покупки времени на ТВ (такие как «Абрау-Дюрсо»), пока не спешат запускать телевизионные рекламные кампании.

Вопросами рекламы в Госдуме займется комитет по информационной политике

Вместо комитета Госдумы по экономполитике, инновационному развитию и предпринимательству вопросами рекламы будет заниматься комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи. Соответствующая инициатива, выдвинутая главой комитета по информации Леонидом Левином, была поддержана спикером Госдумы Сергеем Нарышкиным.
По словам Леонида Левина, необходимость в перераспределении полномочий между думскими комитетами имеет несколько причин. «Первая, формальная: с юридической точки зрения реклама в СМИ – одна из форм информации. В связи с этим вопрос ведения этой темы нами вполне справедлив. Вторая: с тех пор, как я возглавил комитет в конце сентября, прошло большое количество встреч с представителями массмедиа, многие из которых были недовольны тем, что комитет не курирует вопросы рекламы. Это направление для СМИ является одним из самых важных – это их заработок», – цитирует Левина газета «Известия».
Представители СМИ идею о передаче вопросов рекламы в ведение комитета по информации поддержали. Как рассказала генеральный директор издательского дома «Коммерсантъ» Мария Комарова, о необходимости подобных изменений речь шла еще в прошлом году, а ситуация, когда рекламой в Государственной думе занимается непрофильный комитет, весьма странная. «Эти вопросы должны быть в ведении именно этого комитета, должен быть единый взгляд на эти проблемы», – считает Комарова.