Возможная отсрочка введения ГОСТа в сфере «наружки», антикризисная инициатива ФАС и запрет рекламы дистанционной торговли алкоголем.

ФАС предложила увеличить допустимый объем рекламы в печатных СМИ

Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС) работает над законопроектом, повышающим допустимый объем рекламы в периодических печатных изданиях с 40% до 45% от площади номера. Соответствующие поправки планируется внести в закон «О рекламе» и Налоговый кодекс к маю 2016 года.
По словам представителей ФАС, увеличение количества рекламных материалов в газетах и журналах поддержит издательства и российский медиарынок в целом. При этом не пострадают интересы потребителей, поскольку повышение допустимой площади рекламы всего на 5 процентных пунктов слабо скажется на объеме полезного контента в изданиях.
Фактически превышать лимит в 40% печатные СМИ могут и сейчас, однако в этом случае они приобретают статус рекламных и лишаются налоговых льгот. Льготная налоговая ставка для прессы в настоящее время составляет 10%.
Законопроект, направленный на поддержку СМИ в кризис, ФАС разрабатывает не по собственной инициативе – соответствующее поручение ведомству дал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Принимать срочные меры правительство вынудило резкое сокращение рекламных доходов прессы. Только в январе-сентябре 2015 года печатные СМИ потеряли 32% поступлений от рекламодателей, тогда как российский рынок рекламы в целом сократился лишь на 14%.
Ранее Минкомсвязи предложило снять запрет на рекламу алкоголя, табака и рецептурных препаратов, однако в ФАС выступили против таких антикризисных мер.

Введение обязательного ГОСТа в сфере наружной рекламы могут отсрочить

19 января в Росстандарте состоялось совещание, посвященное ГОСТу Р 52044-2003 «Наружная реклама на автодорогах и территориях городских и сельских поселений», вступающему в силу в марте 2016 года. Представители нескольких различных органов власти пытались договориться о внесении в госстандарт изменений, смягчающих требования к «наружке», однако прийти к единому решению не удалось. В связи с этим ФАС предложила отсрочить введение ГОСТа, чтобы дать заинтересованным сторонам время на подготовку компромиссного варианта поправок.
Разработанный в 2003 году ГОСТ Р 52044-2003 запрещает устанавливать рекламные конструкции ближе 5 метров от края дорог и ближе 100 метров от дорожных знаков и светофоров. В крупных городах с нарушением данного требования установлено больше 90% всей рекламы, причем привести ее в соответствие с ГОСТом невозможно физически. По словам главы московского департамента рекламы и СМИ Ивана Шубина, расстояние от проезжей части до фасадов близлежащих домов в России почти повсеместно не превышает 5 метров.
Поскольку перенести рекламу, не соответствующую госстандарту, не получится, ее придется демонтировать. В Москве в течение следующих 10 лет это обернется потерей 75 миллиардов рублей бюджетных поступлений, в то время как в Санкт-Петербурге оборот рекламного рынка, оказавшегося под угрозой уничтожения, составляет около 5 миллиардов рублей в год. Чтобы не допустить столь значительных убытков, власти обоих городов выступили с собственными предложениями по изменению ГОСТа. В Санкт-Петербурге настаивают на полной отмене требований к допустимому расстоянию от рекламных конструкций до автодорог, а в Москве предлагают уменьшить это расстояние с 5 до 0,5 метра.
Ни то, ни другое не устраивает ГИБДД. В Госавтоинспекции, обеспокоенной отвлекающим действием рекламы на водителей, не только не согласны на уменьшение порога, но и, напротив, хотят увеличить его вдвое – до 10 метров.
По всей видимости, прийти к решению, которое устроит все стороны, до вступления ГОСТа в силу теперь уже не удастся. Разработка новых компромиссных норм потребует дополнительного времени, поэтому в ФАС предложили перенести введение госстандарта на 1 октября 2016 года. Письмо с такими рекомендациями правительству в настоящее время находится в процессе подготовки, и конечный срок переноса еще не определен.

Росалкогольрегулирование хочет запретить рекламу дистанционной продажи алкоголя

Росалкогольрегулирование готовит законопроект, запрещающий рекламу дистанционной торговли спиртными напитками. Об этом пишет газета «Известия».
Соответствующие поправки планируется внести в Кодекс об административных правонарушениях и три действующих закона – «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта…» и «О СМИ». За нарушение нового запрета граждан предлагается штрафовать на 3-5 тысяч рублей, должностных лиц – на 30-50 тысяч рублей, а юридических лиц – на 400-1000 тысяч рублей.
По словам представителей Росалкогольрегулирования, предложенные законодательные изменения будут способствовать стабилизации российского рынка алкоголя. С помощью штрафов ведомство рассчитывает снизить незаконные продажи спиртного через интернет. В настоящее время розничная торговля алкогольными напитками в Сети и так находится под запретом, однако продавцы обходят его, предлагая свои товары «в подарок» или «в аренду».
Глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз положительно оценивает инициативу Росалкогольрегулирования. По его словам, интернет используется в качестве одного из каналов распространения суррогатного алкоголя, ежегодные объемы потребления которого в России оцениваются в 500 миллионов литров.