Ключевые ошибки медицинского Рунета     Интернет-медицина не видит пользователя, а пользователь не видит Интернет-медицины - к такому выводу пришли

Ключевые ошибки медицинского Рунета


    Интернет-медицина не видит пользователя, а пользователь не видит Интернет-медицины - к такому выводу пришли специалисты профильного медицинского Интернет - агентства Med Craft (http://www.medcraft.ru/), проводившие свои исследования в медицинском Рунете. В результате ими подготовлен материал, который дает представление о типовых ошибках медицинских ресурсов и дает ответ на три самых актуальных вопроса: что хочет от медицинских сайтов пользователь Сети, почему медицинские сайты не "работают", и какими они должны быть, чтобы посетитель захотел ими воспользоваться.

    Кто и что хочет от медицинских ресурсов.
    Эксперты Med Craft выяснили, что более 80% аудитории медицинского Рунета ищет в нем, прежде всего, справочную информацию. И только 20% готово обратиться за помощью (обычно это происходит на основе ранее полученных рекомендаций или информации из прессы). Более 50% аудитории - это люди в возрасте 18-35 лет и более 70 % из них женщины. 80% - предпочитают при этом обращение к платной медицине (но люди старшего возраста ищут для этого ресурсы государственных медучреждений). Более 70% - по разным причинам не доверяют информации в Сети, а также не имеют представления о том, какие бренды существуют в медицинской отрасли и среди ресурсов медицинского Рунета.
    Если у других отраслей в Сети есть свои "ключевые" тематические ресурсы, то в медицинском Рунете их сложно выделить. Так как в общей массе - это огромное число узкопрофильных сайтов, ориентированных на разные аудитории, зачастую с кардинально противоположными интересами: врачей, пациентов, покупателей, просто интересующихся медициной пользователей. Общих площадок, где бы пересеклись и направлялись экспертами их предпочтения и интересы очень немного (часто они - за границей медицинского Рунета).
    Сегодня типовой контакт пользователя с медицинским Рунетом можно представить следующим образом: он запрашивает через ту или иную поисковую систему наименование (болезни, препарата…) и попадает либо на общетематические ресурсы немедицинского Рунета либо на популярные или узкопрофильные медицинские сайты. То есть, поисковая система, и медицинские ресурсы пока не взаимодействуют, как следует. При этом пользователь - " как в темном лесу": у него нет "под рукой" ориентиров для выбора того или иного ресурса в качестве надежного источника информации, места для консультации, покупки товара услуг, записи к врачу и так далее. Системы рейтингов в медицинском Рунете достаточно относительны, так как строятся многими, и иногда достаточно упрощенно. Системы независимого тестирования (ресурсов, предлагаемой продукции и услуг) не замечено (есть редкие относительно перепечатки тех или иных обзоров из общетематических ресурсов прессы). В таких условиях у пользователя нет никаких гарантий, что предоставляемая медресурсами информация достоверна (за нее никто не отвечает). Нет подсказок, которые бы помогали разобраться "кто есть кто" в медицинском Рунете, в то время как за иными сайтами и он-лайн консультациями часто "скрываются" не специалисты, а продавцы панацей от "модных проблем" - ожирения, целлюлита.
    В результате подобного положения дел - пользователь в медицинском Рунете чувствует себя часто обманутым, никому не нужным со своими вопросами и проблемами, при большом объеме размещенной информации "испытывает" в ней большую потребность. Он также не расположен идти на тесный контакт с неизвестными ему специалистами, и просто не способен принять решение, к кому ему следует обратиться.

    Почему медицинские отечественные сайты не работают, как нужно.
    Медицинский Рунет представлен в основном тремя типами сайтов, - рассказывает исследователь медицинского Рунета и руководитель проекта Web Optima - Med Craft Станислав Богатюк. Первый - это информационные сайты (издательств, компаний, санаториев, а также объединенные справочные ресурсы - архивы материалов, доски объявлений, каталоги и т.п.). Второй тип - Интернет - магазины (лекарств, товаров, услуг, книг, изданий, медоборудования, программного обеспечения). Третий - Интернет - клиники (больницы, диагностические центры, частные лечебницы). И все они становятся все более похожими друг на друга по набору своих функций, сервисов и содержанию - медицинские издания держат на сайте свой Интернет - магазин, Интернет - магазины имеют новостную рубрику, корпоративные сайты клиник открывают он-лайн-консультации, вводят разделы публикации пресс-релизов компаний. Это разнообразие форм работы с пользователем позволяет получить более хороший маркетинговый эффект от сайтов, но не всегда осмысленно.
    В современных условиях медицинский сайт должен быть сверх - технологичным, считают специалисты Med Craft. И в первую очередь, по таким основным позициям, как: 1.коммуникации, 2.графический дизайн, 3.программное обеспечение, 4.информационное содержание, 5.удобства для пользователя. И роль этих позиций почти равнозначна, так как именно они обеспечивают эффективную работу сайта как маркетингового инструмента.
    В процессе анализа более 100 медицинских ресурсов, взятых из каталога Яндекса, а также на основе практики работы с различными сайтами по их оптимизации, экспертами Med Craft. выделены ключевые ошибки по вышеназванным пяти позициям.

    1. Коммуникации.
    На большинстве медсайтов их нет, часто они "скрыты", сужены, обезличены.
    В Интернет-медицине коммуникации выстроены также как и в жизни, то есть почти отсутствуют, а если и присутствуют, то ориентированы только на узкие коммерческие задачи и достаточно откровенно. Поэтому, попадая на большинство медсайтов, пользователь бывает также одинок, как и, открыв дверь, к примеру, местной поликлиники: информации недостаточно и людей нет, чтобы ответить на вопросы, или ждать нужно в очереди этих ответов. Вот на платные услуги можно "попасть" сразу: и оперативная консультация предусмотрена, и запись на прием ведется - это все как раз представлено на сайтах частных медицинских учреждений.
    Обратная связь в виде контактных данных часто намеренно "спрятана" на сайтах, ее надо искать. И, если бывает обнаружена в виде электронного адреса или значка письма, по ней редко кто отвечает. Попытавшись найти "хозяев" через форум или консультацию, пользователь может опять столкнуться с "неработающей вывеской". От просмотра большинства медицинских ресурсов возникает впечатление, что за ними никого нет. И лозунг - все для человека, все для клиента (пациента) - пока не работает ни в жизни, ни в рамках медицинского Рунета.
    Рекомендации - на общем фоне легко могут выиграть те, кто позаботится о том, чтобы сайт был "жилым", контакты находились всюду и были на видном месте, информация об авторах (хозяевах) также, сайт быстро реагировал на обращения, и пользователь (пациент) знал к кому и по какому вопросу обратиться. Иногда в дополнение ко всему полезно открыть руководителям или ведущим специалистам компании (клиники, магазина) личные форумы, дневники (блоги) для неформального общения, которые привлекают больше внимания, чем официальные каналы. Все как в жизни - мы должны знать тех, к кому обращаемся!

    2. Графический дизайн.
    В своей массе - однотипный и бедный, или сложный, отвлекающий от содержания.
    Вид большинства отечественных медицинских сайтов - это почти архаические решения, выполненные в сходных сине-голубых тонах, почти не отличающиеся друг от друга и поэтому не запоминающиеся. Преобладают - устаревшие, нечитабельные шрифты, неумело заимствованные из иностранных фотобанков иллюстрации, на которых вместо отечественных можно увидеть американских врачей в униформе. Плюс плохая организация текстовых блоков - нагромождение, в котором глаз не может найти то, что нужно. После просмотра некоторых медсайтов возникает ощущение, словно побывал в типовой поликлинике или больнице - все похожи друг на друга. Но человек выбирает место для обращения (и в жизни и в Сети) по определенным признакам, которые для него существенны. Уж кто-то, а психологи должны были бы об этом знать, а медики - это использовать. Есть такое полезное научное направление как видеоэкология, которое доказывает, что неграмотно выстроенная визуальная среда, в частности, на экране монитора (определенная цветовая "рябящая" гамма, монотонное оформление без выраженных элементов, "плохие" прямые и мелкие шрифты и т.п.) - ведет к серьезным патологиям зрения, способствует возникновению утомления глаз, близорукости, вызывает проявление "компьютерного зрительного синдрома", который по данным ВОЗ, испытывают свыше 75 % пользователей.
    Рекомендация - при разработке сайтов делать ставку на создание индивидуальных дизайн-решений с выраженными изобразительными элементами (акцентами), созданными с учетом психологии восприятия, в частности, цветов, а также - задач ресурса, образа бренда компании. При этом важно: не перегружать сайт, оставлять свободные зоны - пробелы, часть переводить в рисунки и иллюстрации. И они не должны быть - искусственными и "заимствованным" (чтобы не вызывать недоверие), слишком "откровенными" и пугающими (чтобы не вынуждать посетителей уйти), чрезмерно отвлеченными (чтобы не затруднять восприятие текста). Для продвижения клиники или методики лечения, к примеру, лучше организовать реальную фотосессию с определенным сюжетом, и достаточно корректную, с учетом того, что даже на узко профессиональные сайты часто заходят просто посетители и даже дети…

    3.Программное обеспечение.
    В медицинском Рунете изобилуют сайты простые по своим функциям и сервисам, которые уместны скорее для частных специалистов и маленьких компаний, а это вчерашний день Сети.
    На смену должны прийти более сложные сайты, в которых есть целый комплекс сервисов. Решение этих задач возможно, благодаря применению технологий web 2.0. при создании медресурсов.
    Рекомендации - технологии web 2.0, по мнению специалистовMed Craft, позволят медицинскому Рунету сделать шаг вперед. Это создание основы для нового уровня коммуникаций с посетителями. Обеспечение работы, к примеру, будущих он-лайн-клиник, способных выполнять функцию кибер-доктора, диагностирующего и лечащего людей на расстоянии (технологии для такой работы в Сети уже разрабатываются и отечественными, и зарубежными специалистами!). Новые технологии также помогут создать ресурсы, которые позволят сократить затраты времени существующих лечебных учреждений на многие процессы, включая запись пациентов, ведение документооборота или процесс амбулаторного лечения больных: врач сможет контролировать и корректировать лечение пациента между его визитами, общаясь с ним в "личном кабинете" на сайте, куда не сможет заглянуть никто другой. Возможно также создание он-лайн системы для проведения сложных операций с участием крупнейших мировых специалистов в он-лайн режиме (подобные факты уже имели место медицинской практике).

    4. Информационное содержание.
    На медсайтах Рунета новости и тексты редко обновляются, не редактируются, специально не готовятся, не фильтруются под аудиторию, не работают на конкретные задачи.
    Ошибка эта достаточно распространена. И подкрепляется сегодня подключаемыми потоками новостей с различных тематических лент, что позволяет, не заниматься специальным администрированием и ведением сайтов. К информационным ошибкам сайтов можно также отнести - случайный подбор новостей, перегруженность страниц непрофильными и слишком большими текстами, цитирование информации без указаний источников и авторов. Часто случается использование в текстах сленга или сложного академического стиля изложения, специальной терминологии (без пояснений и ссылок на словари). Довольно часто попадаются - грамматические ошибки, повторы контента, прямое несоответствие продвигаемых тем (например, сайт занимается продажей медоборудования и одновременно предлагает металл).
    Рекомендации - информация на сайтах новостного характера должна быть связана с темой ресурса, и подкреплять его. При этом пользователь должен иметь возможность оставлять свои комментарии и сообщения, проверяемые админом, что поможет вести ресурс. Кроме этого, необходимо знать, что информационное содержание сайта - важный стратегический момент работы любой компании, и очень ответственная форма корпоративных коммуникаций, поэтому оно должно готовиться и направляться специалистами (PR-технологами, пресс-секретарями). Только в этом случае возникает возможность "учесть" и смягчить, например, неожиданно возникшее негативное отношение в обществе к медицинским препаратам или методам лечения. Не зря после публикаций о фальш-лекарствах, резко снизился поток покупателей Интернет-аптек. После "разоблачений" бадов - произошел отток посетителей от соответствующих ресурсов…

    5. Usability - удобство сайтов.
    Большей частью в медицинском Рунете создаваемые для пользователей удобства либо очень ограниченные, либо наоборот чрезмерные, и часто более "декларируется", чем подтверждается на деле.
    Функции большинства медицинских ресурсов требуют своей коррекции: для заказа продукции нужно иногда очень "постараться", оформляя анкету, а, чтобы разместить информацию - пройти сложную регистрацию и т.д. Часто во всем присутствует непродуманность, мешающая посетителю ресурса.
    Рекомендации - для того, чтобы понять, насколько удобен сайт для пользователя, и скорректировать его, достаточно провести простой аудит, как это делают сегодня руководители обычных магазинов, направляя для проверки работы своих менеджеров "подставных покупателей". Зашел, пообщался и все сразу увидел. По набору сервисов, полезно включать в структуру сайтов такие разделы как - "Вакансии", "Опросы", "Выбери себе врача", "Отклики посетителей" и т.д. Но при этом важно помнить - универсальных решений в веб-сфере не существует, для каждой задачи должно быть найдено специалистами конкретное решение.

    Главный вывод из проведенного анализа - медицина и в Сети должна соответствовать своему назначению, совершенствовать свои формы работы и в Интернете, чтобы служить людям, следуя своему главному принципу и заповеди: не навреди…


Автор: Наталия Дьяконова
Материалы исследований предоставлены специалистами Проекта Web Optima - Med Craft