Перед вами - отрывок из книги, посвященной дизайну графических систем навигации "Путеводные знаки", вышедшей в русском переводе под брендом "Книжки
    Перед вами - отрывок из книги, посвященной дизайну графических систем навигации "Путеводные знаки", вышедшей в русском переводе под брендом "Книжки с кАRTинками". Написанная ведущими экспертами различных отраслей, эта книга аккумулирует знания необходимые дизайнеру или архитектору для разработки системы знаков коммуникации.

Путеводные знаки. Символы и универсальный дизайн


Ланс Вайман и Крэйг Бергер


    Характер и эффективность любой системы ориентирования в значительной степени зависят от языка, используемого для передачи идентификационных, ориентационных и толковательных сообщений. Визуальные сообщения ориентационной системы отображаются характерными 2-D или 3- D словами и образами. Слова могут быть взяты из различных языков и отображены большим количеством вариантов шрифтов. Образы могут варьироваться от детализированных, например, иллюстраций и фотографий, до простых, например, цветовые обозначения или символы. Символы могут привнести в систему ориентирования простоту, четкость и индивидуальность.
    В жизни мы передаем наши представления о предметах, действиях и чувствах двумя основными способами: с помощью звуков (слова) и образов (символы). Словами мы передаем сложные взаимосвязанные идеи, что символами выразить очень сложно. Но в условиях языкового барьера именно символы помогают нам общаться. К сожалению, при планировании и проектировании системы ориентирования, дизайнеры часто игнорируют символы. А символы являются необходимой "стенографией" практически любого графического проекта среды. Например, стрелки уже получили статус универсального символа в языке ориентирования. Буквы и числа также являются символами, способными представлять или обозначать место и пространство, как и образы, начиная от точных фотографий и заканчивая абстрактными фигурами.
Рисунок 1
Шанхай, международный аэропорт
Шанхай, международный аэропорт. Путеводные знаки. Символы и универсальный дизайн



Рисунок 2
Отель "Фор Сизонз Грэхэм Палас"
Отель. Путеводные знаки. Символы и универсальный дизайн




    Прежде чем начать работу над дизайном с использованием символов и пиктограмм, необходимо понять, что в этой области дизайна существует своя терминология. Символы имеют конкретное значение и отображаются особым образом. Словарь символов можно найти на последней странице этой главы.

    Краткая предыстория
    История символов началась задолго до появления письменных слов, и во многом благодаря символам мы имеем представление о древних временах. Символы активно использовались в древнем мире, пиктограммы древнего Египта и Вавилона передавали огромное количество информации. С появлением письменного языка, символы приобрели другое значение - они помогали преодолевать языковой барьер и использовались неграмотной частью населения, которая составляла большую часть всей популяции. С повышением уровня грамотности во всем мире, использование символов в жизни и дизайне пошло на убыль.
    После Второй мировой войны символы стали стремительно возвращать утерянные позиции, чему существенно способствовала глобализация. В ряде государственных инстанций стали разрабатываться стандартные символы, сначала введенные в аэропортах, железнодорожных вокзалах и скоростных магистралях. Департамент транспортного управления США (DOT) в 1974 году разработал образец символов для транспортной системы. Теперь этот образец превратился в стандарт, используемый в аэропортах всех стран, на дорожных знаках и в большинстве транспортных средств.
    Во время Олимпийских игр и других событий международного уровня символы приобретают особый статус, помогая донести информацию людям самых различных языковых групп. Теперь, когда принципы многоязычия поддерживаются законодательством всех стран, в учреждениях и ведомствах часто используют символы, чтобы прорваться сквозь языковую какофонию.
    С появлением компьютерной графики и Интернета использование символов резко возросло. В начале экспериментальной работы в "Ксероксе" использовали визуальные символы как часть языка, необходимого для освоения работы с компьютером, "Эппл Макинтош" еще больше полагался на значения "иконок". Сегодня, это когда-то вторжение в использование символического языка как руководства для пользователей, стало стандартным способом ориентирования в компьютерах. Символы помогают быстрее и эффективнее ориентироваться как в виртуальном мире компьютера, так и в реальном мире зданий и сооружений.

    Когда символы не работают
    Каждое визуальное сообщение системы ориентирования должно работать само по себе, ведь позволить роскошь потребовать объяснения у дизайнера или проектировщика невозможно. Но бывают случаи, когда символы бессильны создать эффективную работу систему ориентирования. Задайте себе следующие вопросы.

    Возможно, символов слишком много?
    Одна из самых распространенных ошибок, допускаемых дизайнерами - употребление чрезмерного количества символов. Для цветового кодирования действует практическое правило - не более шести цветов (например, красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый); большее количество приводит к путанице.


Рисунок 3
Международный аэропорт Атланта Хартсфилд
"Эппл Дизайн Инк." по образцу "Осгуд Ассосиэйтс"
Международный аэропорт. Путеводные знаки. Символы и универсальный дизайн



Рисунок 4
Баннеры Олимпиады в Солт Лейк Сити
"Look of the Games", Комитет Солт Лейк Сити и Инфинит Скейл
Баннеры Олимпиады в Солт Лейк Сити. Путеводные знаки. Символы и универсальный дизайн




    Международные события способствовали созданию креативного графического языка, который к тому же создает брэнд события.
    Рекомендовать максимально употребимое количество символов сложнее - даже одного символа бывает слишком много, если он некорректно передает информацию. С другой стороны, сотни грамотно скомбинированных и правильно используемых символов могут работать эффективно.
    Водитель должен прочесть дорожный знак во время движения автомобиля, не снижая скорости. В данном случае символов на знаке должно быть как можно меньше - не более 3-4 на одном знаке. Иногда символы на дорожном знаке сопровождаются словами, но у символа больше шансов донести информацию большей аудитории, при условии, конечно, что все понимают значение символа.
    Линии метрополитена обычно имеют названия или номер и кодируются по цвету, поэтому возможно сгруппировать большее количество символов для обозначения станций и мест пересадок. Также помогают схемы и указатели станций. Фоновая форма символьного образа помогает пользователю интерпретировать сообщение. Когда человек стоит на месте, у него больше возможности и времени спокойно изучить символ и понять его значение, а значит, на знаке или указателе можно поместить большее количество символов.

    Легко ли запомнить используемые символы?
    Независимо от того, много или мало вы используете символов, применяйте знакомые образы - их легче понять и запомнить. Используйте, если это возможно, символы из уже устоявшейся системы. Например, символы знаков Департамента транспортного управления (DOT) могут использоваться для передачи информации об определенных услугах, мероприятиях, видах деятельности и предписаниях.
    Если символы привязаны к определенному месту, например, идентификационные символы района или области, или особых услуг, выбирайте символы, имеющие одинаковое значение в любом языке. Например, образ дерева описывается как "tree" по-английски, "arbol" по-испански, "ki" по-японски - и имеет одно и то же значение во всех языках. Убедитесь, что к символу быстро подбирается опознаваемое слово - это важно не только при запоминании символов, но еще и потому, что их описание может встретиться при устном указании направления. Если символы представлены случайными образами, то как человек узнает, какой символ относится к определенному району или месту?
    В городском пространстве мы часто используем архитектурные структуры как точки ориентации. Поэтому изображение архитектурных образов на символах может использоваться в качестве эффективной идентификации географических районов или определенных мест. Элементы ландшафта - фонтаны, сады, мосты или памятники - также являются отличными образами для пиктограмм, особенно представляющих мероприятия, функции, историю и культуру.
    Практика показывает, что в конкретной системе ориентирования лучше всего использовать один схожий тип символического образа. Если очень нужно использовать более одного, например, архитектурного, образа, подчеркните разницу в типах зданий или детализируйте образы, чтобы они четко различались и легко идентифицировались.


Рисунок 5
Критерии символов метрополитена Нью-Йорка
Критерии символов метрополитена Нью-Йорка. Путеводные знаки. Символы и универсальный дизайн




    "Калори & Ванден-Айнден Дизайн Консалтантс", за образец взята система Массимо Винелли
    Комбинация букв, цветов и форм может создать особый язык, особенно для людей, ежедневно пользующихся этой системой.


Рисунок 6
Указатель автобусной остановки, Атлантик Сити
Указатель автобусной остановки. Путеводные знаки. Символы и универсальный дизайн




    Создание стандартного набора международных символов для транспортной системы привело к появлению первого действительно международного языка пиктограмм.

    Сможет ли человек прочитать символы?
    При оценке разборчивости символа необходимо учитывать два фактора - насколько хорошо символ знаком публике и насколько хорошо его видно. Символ легко идентифицируется, если относится к типовому образу, но, возможно, чтобы совместить образ с сообщением, которое он должен передать, потребуется изрядная доля эрудиции.
    Обзор и разборчивость символа зависит от целого ряда факторов - формы, размера, дистанции, с которой рассматривается символ, освещения, цвета и контрастности. Параметры оценки видимости символа такие же, как и оценки удобочитаемости текста. Но всегда помните, что по своей сути символы сложнее букв, которые узнаются немедленно и передают сообщение "напрямую", не требуя перевода. При уменьшении размера символа теряется его четкость; детали становятся расплывчатыми. Если форма символа недостаточно четкая, его можно спутать с другим символом. Наилучшей разборчивостью отличаются простые символы с прямым значением. Символы же, слишком сложные для узнавания или упрощенные до потери значения перестают быть средством сообщения информации и становятся просто декоративными элементами.

    Сообщают ли символы правильную информацию оптимальным способом?
    Как и в случае со словами, символы могут передавать сообщения, имеющие несколько уровней значений. Они могут идентифицировать место, задавать направление, четко разъяснять. Как и в случае с названиями и письменными сообщениями, необходимо так составить символьное сообщение, чтобы получить от него максимум эффективности и информативности.
    Символы дают дизайнерам возможность составить систему ориентирования, которая отражает уникальность описываемого места с исторической и культурной точки зрения. Проектировщики могут придумать или выбрать символы, которые сделают систему ориентирования более целостной, теснее связанной с историей и окружающей средой, уникальной в своем роде. Но, в конце концов, основное назначение символов - быть полезными и понятными пользователю. Искусный дизайн не так уж искусен, если не может донести информацию до пользователя.

    Рекомендации по дизайну символов
    Существуют три школы дизайна и воплощения символов в проектах. И хотя дизайнеры разбиваются на эти три лагеря, на практике большинство из них приспосабливают свой подход к особенностям конкретного проекта.

    Символы как язык
    Одна из школ практикует следующий подход: символы - это тоже язык, такой же, как и все прочие, а значит, требует изучения и постоянного использования. Дизайнеры, с помощью многочисленных исследований и тестов, разработали набор стандартных символов, которые необходимо заучивать на протяжении долгого времени. В основе метода лежит узнаваемость символа, выработанная годами традиций.
Рисунок 7
Карта пешеходных маршрутов
"Корбин Дизайн" совместно с "Хант Дизайн"
Карта пешеходных маршрутов. Путеводные знаки. Символы и универсальный дизайн




    Символы данного образца имеют жестко ограниченные варианты применения, форм и цветов; их последовательно размещают на определенной высоте и в определенных местах. Дизайн же самих символов разрабатывается с учетом тестирования групп пользователей в различных условиях, или просто принимая в оборот символ, чрезвычайно часто использовавшийся в течение нескольких лет и ставший узнаваемым. Обычно в данной группе символы не играют первостепенной роли, но могут "делить полномочия" с текстом, стрелками и цветовой информацией.
    Символы как язык удобнее всего использовать в рамках большой инфраструктуры, например, национальные скоростные магистрали, международные аэропорты, национальные парки, системы автострад и учреждения здравоохранения.

    Символы как язык дизайна
    Многие дизайнеры задыхались в жестких рамках регламентации форм, размеров и местоположения символов. Они чувствовали, что символы могут привнести в конкретную дизайнерскую работу часть универсального словаря, особенно если использовать символы, ассоциирующиеся, например, с достопримечательностью, или несущие характерную информацию о каком-то предмете, месте или услуге. Дизайнеры этой группы не отрицают идеи существования универсальных символов, но уверены, что использование символов зависит от особенностей каждого конкретного случая.
Рисунок 8
Указатель, скоростная магистраль Италии
Указатель, скоростная магистраль Италии. Путеводные знаки. Символы и универсальный дизайн


Рисунок 9
Скоростная автострада Атлантик Сити
Скоростная автострада Атлантик Сити. Путеводные знаки. Символы и универсальный дизайн


Рисунок 10
Муниципальная система здравоохранения, Буэнос-Айрес
"Рональд Шекспир"
Муниципальная система здравоохранения, Буэнос-Айрес. Путеводные знаки. Символы и универсальный дизайн




    Система стандартных символов разработана для транспорта и здравоохранения, т.е. мест, которыми люди часто пользуются, запоминая символы путем постоянного повторения.
    При этом подходе символы рассматриваются уже как лейтмотив дизайна, а не как дополнительный коммуникационный элемент к тексту или иной информации. Дизайнеры, придерживающиеся этой позиции, также используют символы как декоративные элементы, экспериментируя с их размерами и цветом, принуждая человека, использующего знак или печатный материал, к интерактивному общению с системой.
    Символы, использующиеся как часть уникального языка дизайна, могут отображать информацию различного плана - географическую, культурную или по виду занятий. Они могут быть разновидностью стандартных символов. Всемирная организация стандартов (ISO) разрешает отклонения в системе стандартного дизайна символов, иными словами, базовый символ может быть стилизован. Стилизация символов допускается в ряде проектов, особенно если проект тематический и интегрируется под проектируемую среду, например, парки развлечений, зоопарки, музеи.

    Смешанная философия - иерархия символов
    Часть дизайнеров проповедует третью философию, которая заключается в том, что должна быть иерархия символов, основанная на иерархии направлений в конкретной среде. Ключевым направлениям присваиваются броские уникальные символы, менее значимые направления акцентируются меньше.
    Эта философия поддерживает использование чисел, букв и цвета для выделения каких-либо специфических черт или особо значимой информации. Суть этой позиции в том, что одни символы уже приобрели статус языка дизайна и могут достаточно формально использоваться с текстом, а другие символы еще нуждаются в особом подчеркивании и разработке для дальнейшего использования. Сторонники этой позиции используют принцип чрезмерности информации для четкого изложения какого-либо момента, варьируя размеры символов на разных знаках для достижения различных эффектов.
    Этот подход часто используется в аэропортах, где информация о прилетах и вылетах часто подается в виде больших символов, а туалеты или торговые точки довольствуются более скромными по размеру символами. Важная информация должна бросаться в глаза, и это требует увеличения размера и особого ее подчеркивания. В настоящий момент многие учреждения здравоохранения для выделения иерархии используют числа и буквы, оставляя символам второстепенную роль.

    Исследовательская работа
    Для создания системы символов, наилучшим образом отражающей окружающую среду, была проведена значительная исследовательская работа. Венди Олмстед приводит три критерия, необходимых для успешной работы символов:

- повышение уровня осмысления символа, т.е. человек, рассматривающий одиночный символ, должен понять его и адекватно воспринять заложенную в символе информацию. В ISO разработали систему измерения восприятия символа человеком, которая сегодня и легла в основу общепринятых стандартов. Тестовая проверка включает ранжирование символов в зависимости от того, как человек воспринимает их значение.
Рисунок 11
Словарь символов Детского музея
"Уайтхауз & Компани"
Словарь символов Детского музея. Путеводные знаки. Символы и универсальный дизайн


Рисунок 12
Знак входа, Фэшн Шоу Молл
"Сассмен/Прейза &Компании Инк."
Знак входа, Фэшн Шоу Молл. Путеводные знаки. Символы и универсальный дизайн


Рисунок 13
Детский медицинский центр, Коннектикут
"Карлсберг Компаниз"
Уникальные креативные символы запомнит даже новичок.
Детский медицинский центр. Путеводные знаки. Символы и универсальный дизайн


Рисунок 14
Указатель центра розничной торговли Ксанаду
"Коммьюникейшн Артс"
Указатель центра розничной торговли. Путеводные знаки. Символы и универсальный дизайн




- повышение уровня осознания и узнавания группы символов. В данном случае рассматривается ряд символов и выясняется, может ли человек понять лежащую в их основе систему. Тесты по осознанию символов заключаются в том, что человек должен составить соответствующие пары из ряда символов и их значений.

- повышение уровня выявления, или выделенность, символов в окружающей среде, когда добавляются фон, размер, контраст, освещение, цвет и дизайн как таковой. В основе тестирования на выделенность символа лежит полный дизайн символа, как части окружающей среды, и наблюдается реакция человека на символ в процессе ориентирования в среде.

- совсем недавно был разработан проект для Хабламос Джунтос спонсированный Фондом Роберта Вуда Джонсона, направленный на тестирование символов, созданных компанией "Джи Эр Си Дизайн" для систем здравоохранения. Используя изложенные Венди Олмстед методы, группа дизайнеров попытается создать язык символов, предназначенный исключительно для учреждений здравоохранения.
Рисунок 15, 16
Хабламос Джунтос; проект, посвященный исследованию символов
"Джи Эр Си Дизайн"; Венди Олмстед, SEGD; Фил Гарви
Проект, посвященный исследованию символов. Путеводные знаки. Символы и универсальный дизайн

Проект, посвященный исследованию символов. Путеводные знаки. Символы и универсальный дизайн



Рекомендации по дизайну символу

- не стоит создавать слишком большое количество символов для одного проекта. Символы - это язык, и чем больше знаков, тем сложнее их запомнить

- используйте для символов знакомые образы

- используйте традиционные и стандартные символы, но убедитесь, что они гармонично вписываются в тематику проекта, включая соответствия по цвету, форме и размеру

- символы должны быть достаточно схожими, чтобы выглядеть принадлежащими к одной семье, но не настолько схожими, чтобы их невозможно было отличить друг от друга

- символы должны быть простыми, иначе они не будут восприниматься в окружающей среде

- числа и буквы могут быть такими же эффективными, как символы. Они достаточно легко интегрируют в язык символов

- дополнительная информация в виде, карт и текста делает символы более эффективными

- символы могут передавать уникальные черты места, но их первостепенная задача - передача информации

- уникальные символы следует рассматривать с позиции дизайнерской гибкости - насколько они могут вписаться в какую-либо модель или декоративный элемент


Книгу можно приобрести в Интернет-магазине издательства http://www.designbook.ru