Чем российские сошиал-медиа интересны для иностранных компаний, работающих в России?     Пару недель назад крупнейшая американская фармацевтическая

Чем российские сошиал-медиа интересны для иностранных компаний, работающих в России?


Андрей Шаромов о социальных медиа    Пару недель назад крупнейшая американская фармацевтическая компания, расширяющая свой бизнес на территории России и стран СНГ, пригласила меня, чтобы обсудить российский медиа-ландшафт. Особый интерес у зарубежной PR -команды вызвали российские сошиал-медиа. Мы обсуждали вопрос, чем российские сошиал-медиа отличаются от зарубежных и в чем их эффективность для бизнеса по сравнению с обычными медиа в России.
    Я рад поделиться своей личной экспертизой. Важная статистика. 14 ноября компания comScore,Inc опубликовала результаты исследования, согласно которым Россия впервые стала европейским лидером по количеству интернет-пользователей. Исследование содержало информацию о европейцах старше 15 лет, заходивших в Интернет с домашних и рабочих компьютеров. В сентябре 2011г. всемирной паутиной воспользовались 373 млн 433 тыс. европейцев. В Российской Федерации побывали онлайн 50 млн 810 тыс. человек, тогда как в ФРГ - на 670 тыс. человек меньше. Россияне за месяц были онлайн по 22,4 часа и посетили по 2 тыс. 439 страниц.
    26 октября ведущий российский социологический центр "Фонд общественное мнение" объявил данные об аудитории российского интернета. Общее число пользователей составляет более 60 миллионов человек в месяц. 6 из 10 пользователей живут в больших городах. Самое большое число пользователей, более 12 миллионов проживают в московском регионе (Москва плюс область) и Санкт-Петербурге.
    Первая особенность российских социальных сетей - они берут на себя те функции медиа, которые не выполняются российскими ТВ, газетами и радио из-за особенностей российского политического климата. Социальные сети передают такую информацию, которая с большим трудом попадает в печатные и официальные СМИ: коррупция, социальные проблемы, межнациональные столкновения, неэффективность чиновников и т.д. В отличие от офф-лайновых СМИ, которые подвержены давлению властей, социальные сети стали площадкой свободного обмена мнениями и столкновений различных точек зрения, блоги и сети в России сегодня - это настоящий бесцензурный голос свободы российского социума. Журналисты ключевых российских бизнес газет "Ведомости" и "Коммерсант" публикуют в Facebook, LiveJournal, Twitter свои статьи и мнения, которые не могут быть опубликованы в офф-лайн версиях из газет. В частности, ведущие журналисты разместили весьма жесткие критические комментарии по поводу решения Владимира Путина баллотироваться на новый срок. Часто мы видим, как информационные сюжеты, касающиеся бизнеса, сначала появляются и обсуждаются в сетях, а затем выходят на страницы печатных СМИ.
    Именно этим я объясняю тот факт, что аудитория топ-блоггеров сопоставима с аудиторией ежедневных газет, например, аудитория блоггера drugoi в LiveJournal составляет около 71 000 читателей, а тираж бизнес газеты "RBC daily" - 72 000, тираж лидера деловых еженедельников журнала "Эксперт" -75 000.
    Русскоязычный сегмент LiveJournal насчитывает более 30 миллионов посетителей в месяц, более 5 миллионов зарегистрированных аккаунтов
    Вторая особенность. Ландшафт он-лайн медиа в России существенно богаче и разнообразнее, чем ландшафт печатных СМИ. Он-лайн медиа легче зарегистрировать, легче избежать давления со стороны правительства и региональных чиновников. В сфере издания бумажных СМИ трудно начать свой бизнес, бумажные издания стоят дороже, много юридических преград для регистрации и издания СМИ. Экономический кризис убил многие печатные издания и стимулировал развитие он-лайн медиа. Он-лайн издания - существенно дешевле и быстрее организовать, проще получить доступ к аудитории. Они лучше выживают в трудных экономических условиях и более эффективно собирают рекламу для своего развития. В России все-еще остается высокий образовательный уровень населения. Большое число молодых образованных людей начинают свой бизнес в сфере Интернет и ИТ-технологий. Эта сфера менее коррумпирована, здесь меньше регулирования, меньше бюрократических преград. Поэтому число он-лайн проектов так велико. Одновременное сочетание высокого уровня образования и территориальной удаленности диктуют высокий интерес массовой аудитории к он-лайн сфере. Дешевле общаться с друзьями в интернете, чем ездить из региона в регион в гости на машине или поезде, или самолете. Поэтому в России так много пользователей блогов и он-лайн медиа.
    Третья особенность. Мода на социальные сети. Социальные сети в России - молодое явление, они стали развиваться гораздо позже, чем в США и Европе. Сегодня социальные сети: Одноклассники, ВКонтакте, Фесйбук, Твиттер, Живой Журнал находятся на пике моды. И любые новые проекты, которые компании начинают в социальных сетях, сразу привлекают внимание потребительской аудитории.
    Преимущества социальных медиа для иностранных компаний в России. В связи с тем, что российские социальные медиа выполняют часть функций, которые за рубежом более эффективно выполняют обычные медиа - средний класс, представители бизнеса, жители крупных городов и студенты ВУЗов идут в российские социальные сети для того, чтобы получить новости и увидеть разные мнения, разные оценки происходящих событий. Конечно, также как и в Европе, у нас велика доля молодежи, кто ищет развлечений и используют сети в основном для знакомства и обмена бесплатным развлекательным контентом. Примечательно, что сегодня глобальные сети Facebook, Twitter начинают опережать российские проекты Одноклассники, ВКонтакте по качеству аудитории: наиболее обеспеченная часть российских пользователей интернета, особенно представители малого и среднего бизнеса, предпочитают интернациональные площадки как уникальную возможность расширения своих контактов с потенциальными зарубежными партнерами.
    По этим причинам социальные сети становятся в России новым полем коммуникаций иностранных компаний с наиболее обеспеченной и открытой для инноваций частью потребителей - жители крупных городов, образованные представители среднего класса.


Автор: Андрей Шаромов, агентство Grayling
Старший директор практики корпоративных коммуникаций