Глава 2 из книги: Редизайн лидерства: Руководитель как творец, инженер, ученый и человек Redesigning Leadership: Design, Technology, Business, Life Джон Маэда / John Maeda, Бекки Бермонт / Becky Редизайн лидерства

Глава 2 из книги:

Редизайн лидерства: Руководитель как творец, инженер, ученый и человек


Redesigning Leadership: Design, Technology, Business, Life
Джон Маэда / John Maeda, Бекки Бермонт / Becky Bermont




Творец как лидер

    Когда я встречаюсь с политиками в Провиденсе, штат Род-Айленд, где расположена РАШД, то нередко интересуюсь, не работают ли у них выпускники нашей школы. В ответ я обычно слышу удивленное: "Нет. Эта работа для выпускников Университета Брауна или колледжа Провиденса, но не тех, кто окончил Школу дизайна. Мне не нужны люди, рисующие картинки". И тогда я начинаю объяснять, что студенты РАШД очень много и усердно работают, обладают беспримерным энтузиазмом и просто фонтанируют идеями, которые помогут любому политику общаться с более широким кругом избирателей. На что мои собеседники отвечают: "Как интересно! Расскажите подробнее". Так здорово открывать им глаза на те огромные возможности, что дает использование креатива.
    Поскольку люди знали, что я занимался творчеством, поначалу ко мне не относились серьезно. Но как оказалось, мы - это относится и к студентам РАШД - смотрим на лидерство иным взглядом, на который наложило отпечаток образование в области искусства и дизайна. Мы, художники и дизайнеры, не боимся запачкать руки в процессе создания произведений искусства, и творческий неукротимый дух как нельзя кстати при столкновении с проблемами лидерства. Творческий лидер - тот, кто руководит, не боясь испачкаться, т.е. работает, как художник, чьи руки в буквальном смысле испачканы краской.

Пачкая руки


>Когда спрашивают, перестал ли я заниматься дизайном, я отвечаю: "Нет, я придумываю, как говорить о школе, со школой и от имени школы".

    Дизайнеров учат решать проблемы посредством создания макета и подбора вариантов. Столкнувшись с проблемой, они тут же хватают карандаш и принимаются рисовать схемы, строить рабочую модель на бумаге или моделировать на экране компьютера, как это будет выглядеть или функционировать. Для дизайнера не существует того, что он не в состоянии увидеть и воплотить. Готовность запачкать руки и создать нечто новое и важное, вложив свои чувства, отличительная черта любого художника. Однако применительно к лидеру слова - "практичный и эмоционально вовлеченный" - характеризуют его как неприятного, нерационального человека, контролирующего каждый шаг своих подчиненных.
    Я несколько лет назад перенес операцию. И мне было очень не по себе, когда мой врач объявил, что на такие проблемы в моем организме он не рассчитывал. При операции обнаружилось, что все не так, как он думал, поэтому ему пришлось менять планы прямо на ходу. Он попытался ободрить меня: "Я опробовал новый метод, надеюсь, все прошло хорошо!" Естественно, настроение мне эти слова не улучшили. В определенных ситуациях хочется верить, что человек, принимающий решения, держит все под контролем. Поэтому я прикладывал массу усилий, чтобы мой стиль руководства воплощал гармонию между внутренним художником, любящим эксперименты, и более трезво мыслящим человеком, который получил инженерное и бизнес-образование.

>Поступать правильно важнее, чем быть правым.

    Художники не разделяют процесс созидания и процесс обдумывания решения - размышление и созидание протекают спонтанно и одновременно. В результате, принимаясь за проект, художник, как правило, ничего не планирует заранее. Он просто берется за дело, в процессе постепенно собирая информацию, на основании которой принимает решение о дальнейших действиях. Его подкрепляет вера в свою способность выбирать правильный курс и импровизировать по ходу дела.
    Вопрос о "правильности действий" для художника связан не с логическим выбором из имеющихся вариантов, а с ощущением того, что верно в данный момент. Для меня как президента РАШД единственный способ полностью прочувствовать нужный момент, или контекст, - полностью погрузиться в дело и попытаться понять жизнь РАШД. Поэтому я влезал во все: работал на раздаче в кафетерии, носил багаж студентов-новичков, готовил завтрак для преподавательского состава, разносил пончики службе охраны кампуса. Некоторые критиковали мои действия как "недостойные президента", в то время как другие с одобрением смотрели, как их руководитель трудится в окопах.
    Я обнаружил, что подобный стиль лидерства свойственен не только художникам. Один наш садовников сравнил меня с бывшим президентом РАШД, который тоже заглядывал во все углы в кампусе - в бойлерную, в студии, на кухню, - стремясь разобраться во всем. Когда лично познакомился с мистером Луисом Фаццано, то спросил у него: "Вы заглядывали во все углы, потому что вы художник?" На это он с улыбкой ответил: "Нет, в прошлом я управлял больницей. И привык ежедневно обходить и осматривать свой владения. Это единственный способ узнать поближе всю систему… и дать ей узнать себя". Пример мистера Фаццано показал, что не все традиционные лидеры боятся запачкать руки, занимаясь делом, т.е. не все запираются в неприступном офисе, подальше от других людей.

>@johnmaeda обсуждал со студенткой выбор профильного предмета - изучать то, что ей хорошо удается, или то, чем ей хотелось бы заниматься.

    Приложив свое видение художника к стилю управления, я смог глубже понять природу искусства. Обедал и ужинал я иногда в студенческих столовых, чтобы понять, что волнует моих студентов. Порой они высказывали свои тревоги, но, каково бы ни было содержание их бесед, я всегда узнавал что-то новое о своем заведении и живости умов молодых художников.
    Однажды ко мне обратилась сидящая за одном столом молодая женщина: "Я все ждала, когда вы ко мне подсядете, потому что хотела кое в чем вам признаться". Ситуация показалась мне неловкой, и я пожалел, что сел именно за этот стол. Но тем не менее не двинулся с места. А она продолжила: "Сейчас идет второй семестр первого курса, но я хорошо помню, что было в первом семестре - совершенно ни в чем не ориентировалась и не понимала, чего хотят от нас профессора". Я попросил ее продолжать. "Сейчас идет второй семестр, и я уже знаю, что где находится в кампусе. У меня появились замечательные друзья, но я не могу отделаться от чувства вины". "Почему?" - удивился я. "А потому, - пояснила она, - что для меня теперь все легко".
    Позднее я пересказал этот разговор своему проректору, Джесси Шефрин, обучающей искусству более 25 лет. Джесси - большой знаток душ художников - со знанием дела констатировала: "Ее гложет чувство вины, поскольку творческие люди жаждут борьбы. Без нее они не ощущают себя живыми". В этой мысли кроется невероятная мудрость; на мой взгляд, она объясняет, почему художники так часто выбирают личный дискомфорт, отказываясь заниматься тем, что у них хорошо получается. Мой внутренний художник предпочел отказаться от удобства и покоя должности профессора, и я снова чувствую себя живым.

>Плюс переработки можно понять лишь в редких случаях - когда чувствуешь, что многое успел.

    Еще один отличительный признак художника - нечеловеческая работоспособность. Это характерная черта студентов РАШД. Нередко говорят, что аббревиатура RISD (РАШД) расшифровывается как "причина, по которой я недосыпаю" (Reason I'm Sleep Deprived). Я лично готов подтвердить это. Особенно если вспомнить число студентов, чуть не падающих от усталости, после нескольких дней интенсивного труда перед последним экзаменом или выставкой. Да и сам я такой. Через несколько дней после открытия моей ретроспективной выставки в Токио я попал в больницу из-за переутомления. И в моей жизни было еще много подобных случаев, глупых, но вместе с тем совершенно типичных для творческих людей, которые стремятся к высокой персональной награде с крошечным шансом на успех.

>@johnmaeda размышляет о разнице между выполнением работы ради работы и выполнением работы, преследующей высокую цель.

    Творческие люди тонко чувствуют окружение, поэтому им очень тяжело сосредоточиться, когда окружающий мир манит звуками и запахами. Последние тенденции, технологические устройства и модные словечки привлекают меня, словно блестящая мишура. Я просто не могу оторваться от них. От родителей моих студентов из РАШД я не раз слышал, как их дети могли часами любоваться, как играют солнечные лучи в стакане с кусочками льда или описывать в мельчайших деталях прекрасный сад, который они мельком увидели много лет назад во время каникул. Вместо того чтобы смаковать сиюминутные впечатления, творческие люди должны вписать свое восприятие в более широкий контекст.
    Вероятно, лучший совет, который я получил в бытность еще молодым профессором МТИ, дал мне профессор Уитмен Ричардс, значительная величина в когнитивистике. Я упомянул ему о своем желании высказаться откровенно по поводу факультетской политики, проводимой в институте. Профессор Ричардс мягко ответил: "Джон, не думай об МТИ. Думай обо всем мире. Раздвигай границы максимально широко".

>Лидерство на практике перестает быть лидерством, когда вы перестаете ощущать себя просто лидером.

    Главная проблема, стоящая перед лидером-практиком, - установить баланс между практикой и стремлением руководить; в противном случае призрак мелочного менеджмента обретет вполне реальное воплощение. В этом и состоит недостаток "лидера, не боящегося испачкать руки". Если ваши руки слишком запачкались, значит, вы выполняете работу за своих подчиненных. Одни люди с превеликим удовольствием отправляются попить кофейку, пока босс занимается их работой, но другие чувствуют себя обманутыми и ограбленными.
    Жизнь научила меня тому, что для игр мне нужна собственная песочница. Как-то Бекки заметила, что погружение в текущие дела и руководство РАШД и есть моя "грязная" работа, - осознание этого помогло мне постичь и научиться ценить всю прелесть состояния, когда ты "перепачкался с головы до ног". Правда, это грязь другого рода: однажды студенты шепнули мне, что я не похож на человека, заслуживающего доверия, поскольку "в этих белоснежных рубашках вы выглядите чистюлей. Это ненормально".

Важность картинок


>Помню, мне как-то сказали: "картинка стоит тысячи слов… но сказать это, не прибегая к словам, невозможно".

    Невероятно популярные книги Эдварда Тафти по визуализации информации наглядно доказывают силу образов в понимании хаоса. Тафти известен своим примером о том, как неверно отображенная информация привела к гибели космического шаттла в 1986 г. Умение извлечь смысл из простой картинки - исключительно важно. Рассмотрим пример из 90 порций информации, которые на первый взгляд не отвечают никакой определенной закономерности.
    При отображении в визуальной форме выявляется четкая схема: первый набор беспорядочно распределен, второй представляет собой линию, третий - окружность.
    Эти картинки демонстрируют силу визуальных изображений, призванных пролить свет на представление совокупности данных. В последние годы инструменты для визуализации вроде Processing, разработанного Беном Фраем и Кейси Рисом, позволили художникам и дизайнерам визуализировать сложные данные в более широком масштабе. Подобные проекты показывают, что визуальное изображение не всегда идеально отражает специфическую информацию, но зачастую позволяет получить общее представление, составить которое в других условиях было бы нереально. Будь это проект Фрая по визуализации человеческого генома или визуализация финансовых транзакций Бурака Арикана, первое представление общей картины может изменить ваше восприятие или побудить к активным действиям.
    Черпая вдохновение в этой сфере, первые шесть месяцев своего президентства я пытался визуально интерпретировать организационную структуру РАШД. Моя интуиция подключилась только после нескольких сотен диаграмм, и я смог наконец понять, как функционирует это заведение.
    В конечном счете я осознал, что ценность этих картинок все-таки ограничена, и внимания моей аудитории они обычно не привлекали, хотя вполне могли завоевать какую-нибудь дизайнерскую награду. Но лично мне они оказали неоценимую помощь. Сложная задача по продвижению организации редко воплощается в той же схеме, что и колонка цифр. Любая работа, включающая людей и отношения между ними, строится на совершенно иных принципах.

>Когда рисуешь, проблема в том, что к тому моменту, когда картинка становится понятной, она уже слишком сложна для повторного использования.

    Как многие визуально ориентированные люди, я частенько рисую картинки для более доступного изложения сложной идеи. На любом собрании руки так и тянутся к маркеру и чистой поверхности, на которой можно записывать все, что говорится. Проблема в том, что далеко не все являются "визуалами" - даже, как выяснилось, в художественной школе.
    Каждый раз, когда я пытаюсь схематично изобразить некий организационный феномен или стратегию, получившаяся симпатичная картинка обычно не облегчает понимания. Как и фильмы, схематичные наброски несут в себе больший смысл, когда вы своими глазами видите процесс "создания" или прочие "живые" средства презентации. Нам нравится присутствовать непосредственно в момент зарождения идеи, в противном случае эта идея не находит в душе такого отклика (поскольку не воспринимается как собственная). У наблюдения за созданием рисунка есть один несомненный плюс - благодаря этому устное повествование становится понятнее.
    В конце оживленного сеанса рисования схем, которые учитывают всевозможные детали, пробуждаются волнение и рассудительность, которые советуют: "Обожди... обожди… надо сделать фотографию на мобильном телефоне". Но когда неделей или двумя позже ты показываешь этот рисунок кому-то другому, он уже утратил всякий смысл. Наблюдение за процессом создания - прекрасный способ понять идею; а попытка расшифровать конечный результат, каким бы простым и визуально изящным он ни был, требует разъяснения, как вы пришли к этому выводу.

>Детские рисунки раскрывают истину, которую мы отрицаем, одураченные реальностью.

    Многие люди, не являющиеся визуалами, страдают от другой проблемы: вместо постоянного рисования они не знают, что рисовать или как лучше изобразить ту или иную идею. Лучший метод борьбы - смотреть на детские рисунки. У детей превосходно получается переносить на бумагу мысленную модель мира. Полученные изображения либо абсолютно правдоподобны и понятны, либо совершенно абсурдны. Будь то изображение лошади с пятью глазами и двенадцатью ногами или собаки с беличьим хвостом, детские рисунки переносят вас в мир, где может существовать все, что угодно, если вы того пожелаете. Проректор Шефрин любит повторять: "Когда вещи перевернуты вверх тормашками, у тебя появляется возможность увидеть их такими, какие они есть на самом деле". Поэтому я часто вижу, как она поворачивает голову вбок, желая разглядеть нечто, что она, возможно упустила.

Покритикуйте меня, пожалуйста!


>Компетентность влечет за собой успех, а успех - самоуспокоенность, а она - неуспех, который влечет за собой процесс обучения тому, как снова стать компетентным.

    Однажды в МТИ я услышал, как коллеги положительно отзывались о профессоре, хваля не его блестящие знания, а смиренную готовность признать, что ему не хватает каких-то знаний. "Вместо того чтобы нести вздор, - говорили они, - он не боится признаться, что чего-то не знает". По моему мнению, самое удивительное не то, что профессор делал подобные признания, а то, что признание собственных недостатков воспринимается как нечто необычное. Большинство профессоров прибегают к своему авторитету для насаждения "абсолютных истин", подкрепляя их своей репутацией в соответствующей области. Но профессор, о котором идет речь, никогда не пользовался своим высоким положением, постоянно учился и совершенствовался на своей уязвимости.

>Когда я могу превратить "совещание" в "критический разбор", пусть даже это чревато проблемами, я, как ни странно, чувствую себя лучше.

    Беря пример с бывшего мэра Нью-Йорка, Эда Коха, некоторые совещания я начинаю с простого вопроса: "Как я справляюсь?" Люди нередко с удивлением переспрашивают, не шучу ли я. Но я действительно ищу любую возможность получить критические отзывы - неприятная, но эффективная привычка, полезная для любого художника или дизайнера. Для художника критика - это возможность понять, улавливают ли остальные идеи, лежащие в основе его работы, раскрывается ли оригинальный замысел и целостность произведения. Для дизайнеров это возможность улучшить эффективность своей работы, проверить, понятна ли она остальным.
    Грамотная критика раскрывает ваши слабые стороны, но с ней не всегда легко согласиться, поэтому самое главное - воспринимать отзывы непредубежденно. Однажды я присутствовал на собрании преподавателей, и меня попросили высказать свое мнение по поводу характера обучения. Не помню точно, что я сказал, но в ответ услышал резкое замечание: "Вы должны научиться различать познание и знания". Поначалу я не разобрался что к чему, но несколько часов спустя стал постигать скрытую сущность этого критического урока.
    Я осознал, что чем выше поднимаешься по иерархической лестнице, тем менее охотно люди поверяют тебе свои мысли, боясь расплаты. Однако без провокации невозможно узнать ничего нового, и я пришел к выводу, что лишь прямая критика - самый быстрый способ понять, как стать лучше. Проректор Шефрин подчеркивает: "Критика заставляет внимательно прислушиваться к замечаниям других людей с тем, чтобы внимательнее прислушиваться к себе". Поэтому состояние сумятицы в голове может иногда пойти на пользу.

>Обратная связь стимулирует развитие ума.

    Тем, кто ждет критических высказываний о своей деятельности, неизбежно сталкиваются с последствиями - ожиданием, что обязательно надо действовать в соответствии с замечаниями. Поскольку мнения разных людей могут кардинальным образом отличаться, часто сделать это практически невозможно. Следование советам А может противоречить рекомендациям Б. В случае если вы отвергаете идеи А и Б, отдавая предпочтение варианту В, вы обижаете и А, и Б, поскольку не уделили им должного внимания. Но именно советы А и Б подводят вас к варианту С как обязательной части процесса.
    Иногда стороннее мнение может направить на правильный путь - поэтому я установил часы приема, во время которых ко мне могут обратиться преподаватели, студенты и сотрудники. Я обнаружил, что множество мнений открывает двери возможностям. По большому счету все сводится к умению слышать собственный голос. Многие художники придают искусству личностный характер: оно отражает их видение мира, а не просто отражение окружающего в зеркале. Чем больше разных "зеркал" художники могут использовать в работе, тем отчетливее отражение.
    К примеру, однажды в Лондонском институте современного искусства проходила моя персональная выставка. После ее открытия ко мне подошел взволнованный директор, горя желанием поделиться особой рецензией. Мне сразу же подумалось, что это отзыв какого-нибудь известного европейского критика, но директор уточнил, что это мнение ночного сторожа. Увидев на моем лице разочарование, он спросил, часто ли мне доводилось получать конструктивные замечания не от музейных хранителей и кураторов. "Ни разу". Тогда он посоветовал мне радоваться и считать себя счастливым человеком. После того как я услышал комментарии сторожа, передо мной открылся новый мир. Он позволил мне увидеть особое отражение моей работы, которое я бы проигнорировал из-за собственного ограниченного подхода.

>Я лучше буду зеленым и недозревшим, чем перезрею и начну гнить.

    Художники - от природы инициаторы перемен, превращающие исходные материалы в законченные художественные произведения: пустой холст - в натюрморт с цветком, математический алгоритм - в компьютерное искусство. И пребывают в постоянном поиске новых средств трансформирования идей. Поиск нового - это не только поиск новых углов зрения, но и нового способа изменить мир - modus operandi художника.
    С тех пор как я стал президентом РАШД, ко мне часто подходят люди со страдальческим выражением на лице и серьезно спрашивают: "Как дела?" Мой ответ прост, но честен: "Я учусь". После этого наступает неловкая пауза, потому что собеседники рассчитывают услышать обычные оптимистичные разглагольствования генерального директора. И реагируют примерно так: "О, все так плохо?" Подобные высказывания вынуждают меня пояснять, что я счастлив стать лидером в период перемен, потому что обожаю учиться. Нет ничего, на что я мог бы променять возможность получения новых знаний. Не всегда это просто, и мне случалось делать ошибки. Но моя душа художника готова принять тот факт, что я могу совершить ошибку, ради возможности научиться чему-то новому. Я считаю, что *любое* наше действие будет неправильным, пока мы не научимся выполнять его верно. Поэтому я учусь и расту.

Без интуиции никуда


>Мы живем в эпоху, когда информация значит намного больше, чем интуиция. Это говорит мне моя интуиция…

    Хотя информация может стать веским доводом, она редко пробуждает эмоции, которые побуждают людей к действиям. Статистика о глобальном потеплении всегда привлекала к себе внимание, но только после фильма Эла Гора об окружающей среде "Неудобная правда" (An Inconvenient Truth), который придал информации облик, движение в защиту среды приобрело масштабность. Важность темы была подчеркнута на одном из обедов, который я посетил в рамках Мирового экономического форума в Давосе в 2010 году. Я сидел рядом с женщиной по имени Заинаб Салби, и она сказала интересную вещь: "Жизнь выше любой статистики". Другими словами, гораздо важнее изложить проблему, которую характеризуют эти цифры, нежели хитросплетение самих цифр. Умение рассказать хорошую историю не поддается количественной оценке, но требует интуитивного представления о том, что хочет услышать ваша аудитория, и умения подать информацию в привлекательном виде. Творческие люди наделены талантом рассказывать истории, используя текст, метафоры, танец, музыку и другие средства. А богатство эмоций и выразительность, обусловленная творческой интуицией, делает аргументы особо убедительными.

>Смысл искусства в неожиданном.

    Художники полагаются на свою интуицию гораздо больше, чем люди, обладающие аналитическим складом ума. Аналитики раскладывают сложную задачу на части, решая ее шаг за шагом. Творческие люди пытаются приблизиться к решению гигантскими скачками, игнорируя любые ограничения. Но за поиском истины они порой совершенно упускают из виду решение. Но не боятся пропустить цель.
    В первом приближении такой подход можно отвергнуть как совершенно непрактичный. Исходя из собственного опыта перехода от технического училища к художественной школе в Японии, я никак не мог понять, почему мои коллеги делали тот или иной вывод, ничем не обосновывая свое решение. Поэтому меня всегда удивлял тот факт, что они оказывались правыми гораздо чаще меня. Пресловутый "Фонтан" Дюшана - простой фаянсовый писсуар - поначалу вызывал только смех, но гениальность произведения раскрылась благодаря месту и времени, когда оно было представлено. Спорный ход Дюшана - отрицание изобразительных норм - представляет собой отражение своего времени, а это, мне кажется, у художников в крови. Поэтому с интуицией художников нельзя не считаться - они тонко чувствуют момент и хранят верность тому, во что искренне верят.
    Это чувство мне хорошо знакомо по моей работе - разработке проектов для персонального компьютера. Когда я создавал компьютерную программу, воспроизводившую черный квадрат, который видоизменялся и двигался, если с ним разговорить, люди посоветовали мне не тратить силы зря и использовать главнейший инструмент того времени - Adobe Photoshop. Профессор дизайна из Японии даже вызвал меня к себе в офис и целый час кричал, упрекая в бессмысленности работы. Поэтому мне до сих пор сложно поверить, что на стене Музея современного искусства висит компьютер с черным квадратом, прыгающим в ответ на обращение к нему. Я рад, что прислушался к своей интуиции и отправился неизведанной дорогой, открывавшейся моему взору.
    За последние несколько десятилетий информационные технологии резко изменили окружающий мир. Когда люди интересуются у меня, как примириться с этими изменениями, я советую присмотреться к художникам, которые не боятся прислушиваться к своему внутреннему голосу. Настаивайте на критике и создавайте для себя общую картину с тем, чтобы ваши чувства гармонировали с окружающим миром. В конце концов интуиция помогает справиться с неожиданностями, потому что вам не стоит бояться видеть возможности. Верьте, что можно совершить скачок и приземлиться на обе ноги. Творческие люди делают так постоянно. Мы не страшимся неудач, но определенно не хотели бы выглядеть теми, кто жаждет достичь высот, но при этом слишком боится запачкать руки.


Купить книгу