Целевая аудитория для рекламной кампании
- 01.01.2007
Определение рекламной аудитории
Каждый человек, когда-либо занимавшийся продвижением торговой марки, размышлял над вопросом, где и какую рекламу размещать. Обращение к умным источникам знаний, изучение множества непонятных, и откровенно запутывающих и без того напряженное сознание ищущего, источников информации, ни к чему осознанному естественно не приводят. Так как же быть в данной ситуации и на кого собственно направить физические, моральные и, естественно, финансовые усилия? Над этим вопросом и предлагаю вам поразмыслить несколько минут, потраченных на прочтение данной статьи.
Итак, кто же должен стать жертвой рекламного воздействия? Для начала определим цели и задачи нашей рекламной кампании. "А что само по себе это не понятно?"- спросите вы. Да к сожалению большинство бестолковых рекламных кампаний становятся таковыми именно на стадии формулирования цели самой рекламной кампании. Цель должна быть всего на всего достижимой, конкретной, то есть иметь в своем достижении реально ощутимый фактор измерения результата и позитивной. Например: "продать товара на Х денег" или "увеличить объем продаж на Y процентов" или "увеличить узнаваемость торговой марки на Z процентов". Конечно цель "потратить рекламный бюджет и не получить от босса нагоняй, сделав так как все, кто работает с нами на одном рынке" тоже весьма достойная цель, но согласитесь не совсем здоровая с точки зрения логики направленного на зарабатывание денег империализма. Хотя именно она наиболее часто встречается на сегодняшнем рекламном рынке.
Теперь, когда наша цель ясна и сформулирована и товар естественно нам известен, можно перейти к планированию интересующей нас рекламной аудитории. Каждый рекламист скажет: "Что сложного в определении аудитории? Возьмите товар, определите его потребителя, ему его и рекламируйте, что сложного? Вопрос в том где разместить рекламу направленную именно на потребителя?" Конечно в какой то мере это рассуждение верно, но здесь-то и кроется вторая потенциальная ошибка. Какая? Давайте разберемся.
Для того, чтобы разобраться в чем ошибка обратимся к двум совершенно прикладным и точным наукам математике и нейро-лингвистическому программированию (НЛП). Обе дисциплины лишены всякого рода рассуждений и состоят только из доказанных фактов. Итак, математик Декарт в свое время придумал двумерную систему координат, вы без труда вспомните её из задачек школьного курса математики, в которых требовалось построить график функции. НЛПеры успешно использовали данный труд математики в своих психологических исследованиях для описания полного контекста. Рассмотрим рекламно-потребительскую аудиторию с этой точки зрения, расписав её как контекст, у которого факторами изучения, т.е. осями координат будут "знает" и "покупает". Таким образом, визуально контекст аудитории выглядит так, как показано на рисунке 1.
Теперь разберемся, что же это такое и зачем нам это было надо. Для этого рассмотрим каждую из четырех областей и попытаемся описать входящую в неё аудиторию на примере. Для примера выберем совершенно стандартный товар, скажем стиральный порошок "просто порошок".
1. "Знают и покупают"- в данном случае это люди, которые непосредственно знают товар и сами его покупают. Таким образом, в данную область попадают конечные потребители.
2. "Не знают и покупают"- это люди, которые только покупают, но не знают и, скорее всего, не хотят знать ни о товаре, ни о его каких-либо качествах, свойствах и преимуществах перед конкурентными товарами. В нашем случае это, может быть, скажем, муж который по дороге домой по поручению жены заехал в супермаркет и приобрел именно этот товар, не смотря на собственное, иногда отличное, мнение.
3. "Не знают и не покупают"- в эту категорию попадают люди так или иначе относящиеся к покупке товара, но не знающие его и не покупающие его лично.
4. "Знают и не покупают"- люди знающие товар и его свойства, но не совершающие покупки.
Таким образом, мы описали полный контекст потребительской аудитории товара. Теперь переходим к анализу и планированию рекламной кампании, ведь нашей целью это собственно и являлось.
Обратите внимание на то, что добрая половина описанной нами аудитории никаким образом не попадает под стандартное описание потребителя, получаемое путем непосредственного мониторинга потребителя нашего продукта у стеллажей торговых точек. Все потому, что в исследование такого рода будут включены потребители категорий 1 и 2. При этом не трудно заметить, что если категория 1 действительно интересна с точки зрения рекламного воздействия, то исполнители чужих решений из категории 2 интересны в меньшей степени. Хотя поставьте себя на место человека отправленного за стиральным порошком, какой порошок вы купите? Купите ли вы то, о чем ничего никогда не слышали? Выходит, 2 категория подлежит настолько же тщательному рекламному внушению.
В НЛП категория 2, 3 и 4 называются "референты", т.е. объекты, которые не имеют непосредственного отношения или участия в отношениях, но влияющие на них. При работе специалисты по НЛП очень тщательно работают с влиянием референтов. Таким образом, получаем, что рекламная кампания должна быть направлена не только на непосредственного потребителя, но и на референтов, влияющих на него в момент выбора.
Рассмотрим пример. Я сам достаточно хорошо разбираюсь в автомобилях и четко знаю преимущества одной марки над другой. При покупке автомобиля, мой голос был скорее консультационный, нежели решающий. Автомобиль выбирали все члены семьи. Кто по "глазкам", кто по цвету салона, а кто и по "голосу", после чего меня спросили: "а он надежный?" и по отсутствию противопоказаний с моей стороны сделка была совершена. Кто в данной ситуации потребитель? Скорее всего я, но так как мне по большому счету, в связи с информированностью в данном вопросе, все равно на какой машине из определенного набора вариантов ездить, выбор делали те кого рекламисты зачастую игнорируют при планировании рекламной кампании, а именно референты. А вот еще пример избитый и обсужденный всеми. На кого направлять рекламу бритв. На мужчин? Вы знаете хотя бы одного представителя сильного пола купившего бритву дороже, чем три копейки за ведро? Что нет! Странно, а ведь именно они ими бреются. Кто же покупает дорогие бритвы? Женщины. Чтобы подарить их мужчинам. Может тогда стоит направить рекламу этого продукта на женщин?
В результате мы выяснили, кто такие референты и что на них необходимо влиять. Но как это делать, ведь эти люди как правило не интересуются продуктом вовсе? А для чего тогда имиджевая реклама? Вот именно для них. В ней не содержится ничего лишнего, что может напрячь сознание не интересующегося предметом представителя человечества, но информацию в память человека записывает. И вот референт уже в нужный момент вспоминает, что такой порошок он знает, а это он где-то видел, а стало быть, этот продукт хороший, так как давно на рынке и так далее.
Выходит, что только на категорию 1 стоит влиять прямой коммерческой рекламой в стиле "это хорошо, а это нет" или "сегодня у нас дешевле". В то время, как категории 2, 3 и 4 подлежат влиянию через имиджевую рекламу или скрытую, так как они и являются теми самыми референтами.
Как же количественно распределить рекламный бюджет? Здесь уже обращаемся к статистике. Как правило, для продуктов группы FMCG (товары народного потребления) доли распределяются как 40 + 60, где 60% референты, а на автомобили, например, и вообще 10+90. Из чего и становится понятно, как же быть с рекламным бюджетом. При этом надо учесть, что со временем люди из одной категории переходят в другую. Это надо учесть при построении портрета рекламной аудитории, чтобы создать наиболее удачный креатив рекламы, а в остальном мы разобрались.
Что же, успехов на рекламных рынках, господа.
Костров Роман
radvert.ru
radvert.ru
Выставки, фестивали, конкурсы
Семинары, конференции
Событие не найдено
Популярные темы форума
Нет сообщений для показа
Голосование
Вы или ваша компания по большей части:
клиент на рынке рекламы - 100%
продавец, изготовитель - 0%
другое - 0%
ни как не связан с рекламой - 0%
Всего голосов:: 1
Голосование по этому опросу закончилось в: июля 26, 2020