Освещение торгового зала магазина
- 01.01.2009
Принципы светового оформления торгового зала магазина
МЕРЧЕНДАЙЗИНГ: При создании в магазине комфортной обстановки для покупателя, освещение торгового зала является весьма важным фактором.
Он способен и резко поднять уровень объемов продаж, и привести к их заметному снижению. Все зависит от точности в оформлении торговой площади
Профессиональное освещение магазинов - удовольствие дорогое. Но, продешевив на грамотной установке качественного освещения, можно потерять сумму гораздо крупнее.
И связаны будут эти финансовые потери с оттоком клиентуры, не желающей совершать покупки в "темном и холодном, как сарай", либо, напротив, "ослепляющем, когда приходится жмуриться, чтобы разглядеть продукты" магазине.
Результат подобной потребительской нелояльности очевиден. Снижение покупательской активности неминуемо ведет к спаду количества покупок, объемов продаж, дырам в бюджете магазина, и (что, к сожалению, нельзя исключать) его банкротству.
Конечно, это крайний вариант, воплотиться в жизнь которому опытное руководство торговой точки вряд ли позволит. И новое освещение поставят, и рекламные акции магазина запустят. Он выживет, но на репутации еще долго будет зиять черное пятно, разросшееся из, казалось бы, совсем незначительной червоточинки, связанной с неграмотной установкой света в торговом зале.
Данный материал призван помочь не допустить подобной ситуации. В нем изложены основы построения профессионального освещения магазина, которое будет работать на увеличение продаж и поможет принести магазину дополнительную прибыль.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Начнем с математических и физических выкладок. Как известно, освещенность измеряется в люксах.
1 Lux = 1 Lm (люмен)/1 м2.
Для подобных расчетов берется освещенность плоскости пола или прилавков.
Для наглядности приведем следующий пример. Чтобы нормально, без усталости для глаз, работать в офисе, освещенность с включенными лампами дневного света над столом должна составлять примерно 500-700 Lux. Сетевые же гиганты розничной торговли, такие как Metro, требуют от проектировщиков 1000 Lux. Сеть Tesco - 750 Lux, Carrefour - порядка 800-900 Lux для общего уровня освещенности магазина.
Это стандарт, который мировые сети не позволят нарушить ни в большую, ни в меньшую сторону. За многие годы работы они убедились в важности правильного освещения, комфортного именно для их покупателя.
ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ОСВЕЩЕННОСТИ
При расчете освещенности торгового зала без оборудования надо делать запас в 30-40%.
Дело в том, что после установки стеллажей и прилавков уровень освещенности снижается именно на такую величину. Это происходит не только потому, что оборудование представляет собой естественные преграды для освещения - оно по-разному отражает свет, часто вызывая значительное снижение уровня освещенности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
При установке в магазинах света необходимо учитывать, как он с точки зрения психологии будет восприниматься потребителями. Это воздействие характеризуется двумя факторами:
- интенсивность освещения (уровень освещенности)
- цветовая температура света (выражается в градусах Кельвина)
При высоком уровне общего освещения потребитель пребывает в некотором возбуждении, сравнимом с настроением во время праздника. Поэтому, в зависимости от целей и маркетинговой стратегии предприятия, можно выбрать разный уровень освещенности. Его нормальные пределы, безопасные для потребителя и создающие ему комфорт - 500-2500 Lux.
Для сравнения: в пасмурный день на улице - 2000 Lux, в солнечный - до 10 000 Lux.
Теперь рассмотрим некоторые типы торговых залов и принципы построения освещения в них.
ГИПЕРМАРКЕТ, СУПЕРМАРКЕТ
Помимо правильного выбора общего уровня освещенности, важно точно подобрать цветовую температуру. Наиболее распространенное решение - нейтрально-белый свет 4000К.
Для освещения обычно применяются светильники с люминесцентными лампами и высокочастотными электронными пускорегулирующими аппаратами (ПРА) для 25%-ной экономии электроэнергии и увеличения срока службы ламп.
Часто применяются и металлогалогенные газоразрядные лампы в точечных светильниках (High Bay). (В народе их называют колокольчиками).
Использование таких светильников дешевле, чем освещение линейными подвесными системами с люминесцентными лампами, однако здесь возникают проблемы с равномерностью освещения. К тому же, в "свете колокольчиков" все выглядит блеклым и малопривлекательным. Особенно "проигрывают" яркие цвета теплой части спектра - красный, желтый, оранжевый.
Не стоит забывать и о таком важном свойстве системы освещения магазина или супермаркета, как энергоэффективность.
Ошибка - освещать магазины огромными лампами накаливания. Они потребляют чудовищное количество энергии, при этом выделяя тепло, что существенно повышает температуру в торговом зале. Выход здесь простой - вкрутить в те же цоколи другие лампы. К примеру, компактные люминесцентные, которые бывают теплого и холодного цвета. Теперь поговорим об особенностях освещения различных групп продуктов питания.
ХЛЕБ, КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
При освещении этой категории продуктов рекомендуется применение источников света с низкой цветовой температурой, дающих теплый, золотистый свет. Для этого идеально подойдут галогенные лампы. Однако они потребляют слишком много энергии. Поэтому владельцы магазинов часто заменяют их на люминесцентные лампы с цветовой температурой 2700-3000К, либо специальные натриевые лампы White SON (2500 К).
Необходимо подчеркнуть, что торговое оборудование в хлебном отделе должно поддерживать теплую атмосферу своей фактурой и цветом.
Хорошо будут смотреться дерево, лоза и другие натуральные материалы.
МОЛОКО, ЗАМОРОЖЕННЫЕ ПРОДУКТЫ
В молочном отделе и секции замороженных продуктов важно подчеркнуть их свежесть. Лучше всего с этой задачей справятся люминесцентные лампы с цветовой температурой
4000 - 6500 К и хорошей цветопередачей (80% и выше). Последняя характеристика сделает более привлекательными упаковки, добавит им яркости.
МЯСНОЙ И КОЛБАСНЫЙ ОТДЕЛЫ
Для освещения этой категории продуктов нередко применяются лампы специального спектра, подчеркивающие натуральные красные и розовые цвета. Применение таких ламп ограничено в Европе. Считается, что они могут ввести покупателей в заблуждение. Чаще всего такие лампы используются для освещения витрин.
Грамотное освещение должно распространяться на всю площадь магазина, иначе могут случиться казусы. Так, в одном из магазинов Москвы установлены лампы 76 спектра, а над прилавком - стандартные люминесцентные лампы. Покупатель видит розовую свежую колбасу на витрине, а при покупке получает гораздо менее привлекательный кусок в серых тонах. Вот вам налицо эффект обманутой надежды.
Отдел овощей и фруктов
Овощные и фруктовые секции принято освещать светильниками типа колокольчик или направленными прожекторами с металло-галогенными лампами нового поколения с керамической горелкой.
К примеру, у производителя Philips это тип CDM, а у Osram - HQC. Эти лампы отличаются великолепной цветопередачей (90%) и высокой интенсивностью света. В свете таких ламп фрукты и овощи выглядят свежими и вкусными.
Следует добавить, что на таких лампах стоит УФ-фильтр, и они не оказывают вредных воздействий. В то же время, продукты не рекомендуется освещать лампами накаливания - они от этого теряют свежесть. А также не стоит подсвечивать овощи и фрукты стандартными металло-галогенными лампами. От этого продукты выглядят непрезентабельно.
ОТДЕЛ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ
Общее освещение можно сделать стандартным, с хорошей цветопередачей. Это нужно для того, чтобы добавить яркости этикеткам.
Однако это не единственная рекомендация. При продаже вин и дорогих крепких напитков важно акцентное освещение. Вино не любит ультрафиолета. И грамотного акцентного освещения алкоголя премиум-класса можно добиться при помощи ламп накаливания или галогенных ламп.
Автор: Екатерина БОГАЧЕВА
Статья была опубликована в журнале Продвижение Продовольствия №1(3) 2009
Статья была опубликована в журнале Продвижение Продовольствия №1(3) 2009
Выставки, фестивали, конкурсы
Семинары, конференции
Событие не найдено
Популярные темы форума
Нет сообщений для показа
Голосование
Вы или ваша компания по большей части:
клиент на рынке рекламы - 100%
продавец, изготовитель - 0%
другое - 0%
ни как не связан с рекламой - 0%
Всего голосов:: 1
Голосование по этому опросу закончилось в: июля 26, 2020