В ближайшем времени депутаты Госдумы рассмотрят законопроект, разрешающий рекламу медицинских услуг и приборов в непрофильных СМИ. С 1 января 2014 года такая

В ближайшем времени депутаты Госдумы рассмотрят законопроект, разрешающий рекламу медицинских услуг и приборов в непрофильных СМИ. С 1 января 2014 года такая реклама стала нелегальной в результате юридической коллизии, возникшей после внесения изменений в закон "О рекламе". До этого момента именно реклама фармацевтической продукции была одним из главных источников доходов для СМИ - вторым по величине после рекламы алкоголя и табака, оказавшейся под запретом еще раньше.

Несмотря на существенные последствия для рекламного рынка, запрет рекламы медицинских услуг явился лишь "побочным действием" федерального закона ФЗ №317, принятого Госдумой 15 ноября 2013 года. Главной задачей закона стала ликвидация недобросовестной рекламы всевозможных "чудодейственных" средств. С этой целью требования пунктов со второго по пятый и седьмого статьи 24 закона "О рекламе" были распространены на рекламу методов народной медицины. Таким образом, целителей обязали привести свою рекламу в соответствие с рядом требований, включая запрет на обращение к несовершеннолетним, ссылки на случаи излечения, выражения благодарности физическими лицами, гарантии положительного действия и безопасности и др. Одновременно был установлен запрет на рекламу абортов.

Вместе с тем с введением в действие ФЗ №317 в законе "О рекламе" слова "методов лечения" были заменены словами "медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации". В результате пункт восемь статьи 24 закона стал звучать так: "Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях". Таким образом, реклама медицинских услуг и товаров в непрофильных СМИ стала фактически нелегальной, несмотря на то, что пункт 7 статьи 24 закона "О рекламе" подобную рекламу допускает.

Как разъяснила позже ФАС, рекламу медучреждений как таковую новый закон не запрещает, однако публиковать ее теперь можно только без упоминания конкретных видов услуг. За нарушение этого ограничения предусмотрен штраф: от 2 до 2,5 тысяч рублей для граждан, от 10 до 20 тысяч рублей для должностных лиц и от 200 до 500 тысяч рублей для юридических лиц.

Первой и пока единственной жертвой запрета стала хабаровская компания ООО "Форттрейд", оштрафованная за ненадлежащую рекламу "Клиники имплантологии на Большой, 93" в феврале. В рекламе клиники потребителям гарантировалась 100% приживаемость стоматологических имплантов, в то время как новый закон прямым образом запрещает гарантировать в рекламе положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных эффектов.

Впрочем, об угрозе штрафов можно будет в ближайшее время забыть. Новый законопроект, рассмотренный 20 марта советом Госдумы, призван ликвидировать юридическую коллизию. В нем, в частности, предлагается убрать из закона "О рекламе" слова "медицинские услуги, в том числе то, что связано с профилактикой, диагностикой и медицинской реабилитацией, для использования которых требуется специальная подготовка". Эксперты оценивают эту инициативу положительно и считают шансы на возврат к прежним нормам, действовавшим до 1 января 2014 года, высокими. В противном случае СМИ, уже потерявшие 2,5 миллиарда рублей после запрета рекламы алкоголя и табака, понесут еще более существенные убытки.

Напоследок необходимо отметить, что запрет на рекламу медицинских услуг вовсе не лишает пациентов доступа к информации о них. Так, сведения, опубликованные на сайтах производителей медицинских товаров и исполнителей услуг, рекламой не являются, а потому штрафовать за них не будут. Также потребители могут получать информацию о медицинских услугах в справочных службах. Такие сведения в соответствии со статьей 2 закона "О рекламе" рекламными не считаются.



  • Обсуждение в форуме