Российский рынок рекламы: итоги 3-х кварталов 2013 года     2013 год закончился, и пришло время подвести его первые итоги в области рекламы. По данным

Российский рынок рекламы: итоги 3-х кварталов 2013 года


    2013 год закончился, и пришло время подвести его первые итоги в области рекламы. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), общий объем российского рекламного рынка за первые три квартала 2013 года составил 229 миллиардов рублей без учета НДС. Это на 11,4% больше аналогичного показателя января-сентября 2012 года. В 2013 году рост продемонстрировали все медиа-сегменты рекламного рынка, за исключением печатных СМИ, доля которых по итогам отчетного периода снизилась.

    Традиционные виды рекламы (телевидение, радио, печатные СМИ, наружная реклама)
    Общий объем рекламы в средствах ее распространения, за исключением интернета, составил в период с января по сентябрь 2013 года около 180 миллиардов рублей без учета НДС. Наибольшие расходы рекламодателей в 2013 году, как и в предыдущие годы, пришлись на телевидение. Объем рынка телерекламы в отчетный период достиг 108 миллиардов рублей, что на 11% больше, чем в январе-сентябре 2012 года.
    Заметно отстает от телевидения наружная реклама, которая среди традиционных медиа-сегментов занимает второе место по объему. В течение первых трех кварталов 2013 года рекламодатели потратили на размещение наружной рекламы почти 32 миллиарда рублей. Таким образом, рост этого сектора по сравнению с аналогичным периодом 2012 года составил 7%.
    На третьем месте по объему рекламных трат среди традиционных видов рекламы находятся печатные СМИ с показателем в 26 миллиардов рублей. В течение года, тем не менее, доля печатных изданий заметно снизилась - в общей сложности на 7% по сравнению с первыми тремя кварталами 2012 года. Наибольшее падение продемонстрировали рекламные издания (-16%), на втором месте по уровню потерь оказались газеты (-6%), а на третьем - журналы (-3%). На журналы при этом приходились наибольшие рекламные расходы среди других видов печатных СМИ - 13 миллиардов рублей.

    Интернет-реклама
    Интернет-реклама в России продолжает расти быстрыми темпами. В январе-сентябре 2013 года российский рынок онлайн-рекламы увеличился на 29% - до 48,8 миллиарда рублей без учета НДС. Быстрее всего в этот период росла контекстная реклама - расходы на нее стали больше на 36% и составили 35,7 миллиарда рублей. Траты на медийную рекламу в то же время достигли 13,1 миллиарда рублей, что на 13% больше, чем годом ранее.
    Конкретную структуру российского рынка интернет-рекламы изучила компания OpenStat, используя при этом не финансовые показатели, а статистику сайтов, охваченных теми или иными сервисами. Согласно данным, собранным OpenStat во второй половине 2013 года, лидирующей медийной рекламной платформой в Рунете была Between с долей в 23%. На втором месте оказалась AdRiver (17%), на третьем - Admitad (10%), на четвертом - OpenX (8%), а на пятом - MarketGid (6%).
    В сфере непоисковой контекстной рекламы с колоссальным отрывом от своего ближайшего конкурента лидировала компания Google (сервис Google AdSense). Ее доля составила 80%, тогда как аналогичный показатель находящейся на втором месте компании "Яндекс" (сервис "Яндекс.Директ") достиг лишь 11%. Оставшиеся 9% разделили между собой Begun, Direct Advert, B2BContext и Mediatarget.

    Мобильная реклама
    Мобильная реклама в России развита слабо, однако, по мнению экспертов, она имеет большие перспективы. В 2013 году, по данным агентства Initiative, расходы российских рекламодателей на мобильную рекламу не превышали 35 миллионов долларов, в то время как, например, в Великобритании объем этого сегмента рекламного рынка составлял свыше 1,1 миллиарда долларов, а в США - больше 5 миллиардов долларов. В то же время по проникновению мобильного интернета Россия практически не уступает странам Западной Европы. Только в 2013 году число владельцев смартфонов и планшетов в стране выросло более чем в два раза, а количество пользователей мобильного доступа к Сети - в 1,5 раза.
    По мнению генерального директора агентства Initiative Анны Яковлевой, благодаря широкому проникновению мобильного интернета в ближайшее время в России можно ожидать настоящего бума мобильной рекламы.