Мировая история сувенирки. Несерьезные заметки о серьезно наболевшем.     Первый опыт участия человечества в промо-акции, связанный с

Мировая история сувенирки. Несерьезные заметки о серьезно наболевшем.


    Первый опыт участия человечества в промо-акции, связанный с использованием рекламно сувенирной продукции, известен досконально. Это проект самого первого промоутера, более известного в профессиональльных рекламных кругах как Змий. От этого момента взяла отсчет непростая история сувениров и подарков.
    Конечно, опыт был не совсем удачным. Особенно для рекламной аудитории - Адама и Евы. Более того - налицо был наглый обман потребителей и яркий пример недобросовестной рекламы.
    Но, из песни слов не выбросишь, и это все равно является серьезным подтверждением того, что рекламно сувенирная продукция - подарки и сувениры, используемые в промо акциях по возрасту практически ровесники человечества.
    Вся разница - в цели акции. В любом случае (простите за цитирование Азбуки) - реклама - это средство, которое заставляет человека совершать поступки (или покупки), которые зачастую он сам вряд ли сделал, находясь в здравом уме и твердой памяти.
    Особенно это относится к игре на любви к бесплатному, дармовщине (шаре, наконец). И известная формула - "Купив одну вещь по цене трех - вторую Вы получаете совершенно бесплатно!" - с успехом работает до сих пор.
    Подарки, сувениры - сколько раз их использование приводило к совершенно неожиданным последствиям!
    О, эта страсть человечества к Халяве! И ведь сколько раз оно наступало на те же грабли!
    Вспомните руководителя рекламного агентства из Итаки - Одиссея, кажется? Его идея с использованием подарочных коней вошла в историю.
    Правда, опыта у древних рекламщиков было поменьше, в результате с карты исчез целый сегмент рынка под названием Троя. Согласен, выбор рекламной стратегии был неудачен - но как сработало!

    Урок: не используйте "троянских коней", которые окажутся не тем, что ожидается - дабы не лишиться потребителей
    Кстати, по слухам из источников близких к Платону, Атлантида стала жертвой популярной ныне акции "Звезда в подарок". Проблема возникла на этапе доставки первого комплекта этих необычных сувениров потребителю.
    Поэтому, нынешние криейторы предпочитают сочетать оригинальность с осторожностью при выборе сувенирки.

    Урок: - Излишняя оригинальность может привести к непредсказуемым последствиям.
    Вот, например, Египетские фараоны очень серьезно относились к собственному promotion на новых рынках. Их гробницы под завязку набивались сувенирной продукцией в течении многих лет, дабы на новом месте, в потустороннем мире, сразу начать мощную раскрутку торговой марки, скажем Рамзес II.
    К тем, кто правильно и заранее готовился, боги были благосклонны.
    Незаметный фараон Тутанхамон, не выигравший ни одной войны, стал известным только благодаря мудро и вовремя подобранному ассортименту, дошедшему до нас.

    Урок: Заранее определяйте и планируйте мощные источники, из коих Вы будете черпать сувенирку. Старайтесь не работать "на вчера". Это не показатель профессионализма - это ведет к использованию "абы чего". Потребитель это почувствует.
    Португальские коллеги, во главе с Колумбом, с успехом использовали малобюджетную сувенирку - зеркальца, бусы и т.д. при освоении Америки. Идея в буквальном смысле стала золотой.
    Правда, позднее, такая же акция не совсем удалась Джеймсу Куку - но это говорит лишь о том, что нужно избегать рекламных штампов и подходить к делу творчески.

    Урок: Все хорошо единожды, ну дважды. Штампованные решения позволят Вам гарантировано пустить на ветер рекламный бюджет.
    Совсем не повезло средневековым производителям парфюмерной продукции - алхимикам. Общество по защите прав средневековых потребителей, именуемое официально Инквизицией, отрицательно отнеслось к обману и жестко отреагировало.
    Действительно, зачем же было привлекать клиентов промо сувениром - философским камнем, которого не было в заявленном количестве, или который не выполнял обещанных функций?
    Надо было не гнаться за сомнительной экономией, а обратиться к хорошему креативному специалисту по рекламе, скажем к Леонардо да Винчи.
    Его проект с раскруткой бренда "Джоконда" успешно работает до сих пор.

    Урок: Не обманывайте потребителя - дорого обходится. Не гонитесь за ПРЕДЕЛЬНОЙ экономией - не окупится!
    Дешевле обратиться к профессионалам - они помогут Вам добиться цели в рамках Вашего бюджета.
    А вот гениальные китайцы изобрели Фэн Шуй не просто как учение о планировании быта и соблюдения баланса энергий. Для его продвижения использовался такой огромный набор оригинальной сувенирной продукции, который сам стал отдельной индустрией. А ведь какая работа с мотивацией?
    Возможно, только благодаря этому, чтобы не расслабляться, Китай и производит львиную долю сувенирной продукции для всего мира.
    Возможно, скоро это даст ему больше, чем изобретение пороха, компаса и бумаги вместе взятых (кстати - второе замечательный сувенир, а третье - хлеб рекламной отрасли).

    Урок: правильно продуманная промо акция является максимально "долгоиграющей" и позволяет развивать ее, находя новые и новые решения и сбыт.
    Отечественные древние специалисты BTL придумали немало великолепных образцов сувенирной продукции работающих до сих пор. Симпатичные матрешки, расписные ложки, всегда пользовались успехом у зарубежных потребителей. Привлеченные яркостью этой сувенирки, иностранные купцы сметали с нашего рынка буквально все, а наши купцы успешно повышали с ее помощью объемы продаж воска и пеньки по всему миру.
    А если взять такую неформальную рекламно сувенирную продукцию как, например, русская водка и икра, украинская горилка и сало - то возможности древних агентств вырастали многократно. Что есть обычай "обмыть сделку", как не замаскированная часть правильного promotion?

    Урок: Яркость, удовольствие, положительные эмоции - под этим соусом хорошо идет любое "блюдо".
    Коллеги, у нашего с Вами дела громадная, пусть не совсем ровная история - полная поисков и побед.
    Правила игры несколько поменялись - но основа осталась та же.
    Не повторяйте ошибок уже сделанных до Вас!
    Творите, выдумывайте, пробуйте. Всегда есть возможность выделиться из общей массы. В качестве промо сувенира можно использовать совершенно неожиданные вещи. Или же преподнести привычные сувениры так, что потребитель запомнит вашу акцию навсегда.
    Правила игры меняются. Прошло время троянских коней - пришло время технологий заботы и любви к клиентам. История сувениров и подарков вошла в новую фазу. Удивляйте потребителя, мыслите нестандартно, ищите то, что будет действительно подарком, оставляющим след в его нежной душе. И большая просьба - не пытайтесь ему всучить что попало - помните судьбу Джеймса Кука и средневековых алхимиков!

Вперед, к новой "Джоконде" рекламного бизнеса!


Глеб Бабич.
Меркс Тим Украина
www.suvenirov.net